МЕЖДУ НАМИ ТАЕТ ЛЕД: 5 ПРИЧИН ЛЮБИТЬ «НЕЧТО» ДЖОНА КАРПЕНТЕРА

МЕЖДУ НАМИ ТАЕТ ЛЕД: 5 ПРИЧИН ЛЮБИТЬ «НЕЧТО» ДЖОНА КАРПЕНТЕРА
Ровно 40 лет назад на экраны вышел фантастический хоррор «Нечто» — культовый фильм 1980-х и одна из самых важных работ в карьере Джона Карпентера. Дмитрий Соколов напоминает, чем для нас важен этот фильм сейчас.

1. ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ КЛАССИКИ

Кадр из фильма

Кадр из фильма

«Нечто» Джона Карпентера — ремейк фильма 1950-х, причем в свое время достаточно популярного. Сайфай «Нечто из другого мира», снятый Кристианом Найби при участии Говарда Хоукса, рассказывал о том, как американская экспедиция обнаруживает на Северном полюсе разбившийся космический корабль, а внутри него — агрессивного пришельца. Правда, в отличие от карпентеровской версии, здесь конфликт людей с инопланетянином осложняется разногласиями между военными и учеными: первые хотят уничтожить монстра, а вторые пытаются сохранить ему жизнь в интересах науки.

Оба фильма основаны на повести Джона В. Кэмпбелла-мл. «Кто идет?», написанной в конце 1930-х и оказавшей немалое влияние на жанр. Экранизация Карпентера, надо сказать, ближе к первоисточнику: во-первых, в повести герои всерьез не спорят насчет того, что делать с незваным инопланетным гостем, а во-вторых, пришелец описан как монстр, способный принимать одну форму за другой — в отличие от версии 1950-х, где Нечто выглядит как гуманоид.

2. СПЕЦЭФФЕКТЫ РОБА БОТТИНА

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Эта способность чудовища легко превращаться в кого угодно была главным — и незабываемым — аттракционом фильма. «Нечто» невозможно представить без спецэффектов Роба Боттина, одного из лучших специалистов в своем деле: в 1986-м он получит номинацию на «Оскар» за грим в «Легенде», а в 1991-м — специальный приз Академии за «Вспомнить все». Но в начале 1980-х Боттин только начинал свою карьеру, и за плечами у него была в основном совместная работа с другим мастером — Риком Бейкером, которому Боттин, в частности, помогал на съемках «Американского оборотня в Лондоне». После этого Бейкер рекомендовал своего протеже для работы над «Воем», и этот фильм стал для Боттина прорывным.

Правда, для хоррора Джо Данте Боттин должен был разработать всего одну сцену трансформации оборотня, а в «Нечто» ему пришлось решать куда более сложную задачу. Монстр, по словам Карпентера, не должен был выглядеть как «парень в костюме», так что Боттин предложил концепт чудовища, которое приобретает одновременно черты человека, собаки и насекомого. Использовав кукловодов, миниатюрные модели и механику, Боттин создал впечатляющую галерею чудовищных образов — от вывернутой наизнанку собаки, размахивающей щупальцами, до гигантского человекоподобного монстра с асимметричной головой, покрытой зубами. В ходе интенсивной работы Боттин был настолько истощен, что попал в больницу с пневмонией, но его труд не пропал даром — именно визуальные эффекты «Нечто» врезаются в память сильнее всего.

3. МУЗЫКА МОРРИКОНЕ

Кадр из фильма

Кадр из фильма

В 1970-х и 1980-х Карпентер, как правило, писал музыку к своим фильмам сам. Но во время работы над «Нечто» один из продюсеров предложил режиссеру поработать с Эннио Морриконе. Знаменитый итальянец согласился, но из-за того, что монтаж еще не был закончен, ему пришлось работать «вслепую», не видя самой картины. Морриконе подготовил несколько композиций, из которых Карпентер отобрал в основном те, что напоминали его собственные саундтреки, а заодно добавил несколько электронных фрагментов мелодий от себя.

Позже Морриконе спросил, почему выбор пал на него, если Карпентер сам мог бы оформить весь музыкальный ряд, и режиссер ответил просто: «Я женился под вашу музыку». Во время свадьбы с актрисой Эдриенн Барбо Карпентер действительно ставил треки Морриконе в качестве саундтрека.

4. НАСЛЕДИЕ

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Хотя в год выхода «Нечто» был прохладно встречен критиками и зрителями, кассовый провал фильма был во многом связан с неудачным позиционированием: мрачный хоррор должен был соперничать со спилберговским «Инопланетянином» и семейным мистическим триллером «Полтергейст». Даже создатели фильма 1951-го разругали Карпентера, заявив: «Если хочется крови — идите на скотобойню». Из-за прокатной неудачи режиссер потерял шанс снять «Порождающую огонь», и его карьера в голливудской студийной системе вообще не задалась.

Но в исторической перспективе стало ясно, что «Нечто» не только опередил свое время по части спецэффектов, но и оказал мощное влияние на поп-культуру, получив в итоге культовый статус. Такие разные режиссеры как Гильермо дель Торо, Квентин Тарантино и Джей Джей Абрамс в свое время признавались, что фильм повлиял на их собственные работы (а Эдгар Райт однажды назвал его самым страшным хоррором из когда-либо снятых). Растущая популярность «Нечто» привела к появлению в 2002-м успешной видеоигры, а в 2011-м — приквела с Мэри Элизабет Уинстед в главной роли, замаскированного под ремейк и рассказывающего о том, что случилось с норвежской экспедицией, члены которой первыми обнаружили разбившийся во льдах звездолет.

5. ПАРАНОЙЯ

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Наконец, стоит отметить, что «Нечто» оказался идеальным фильмом эпохи пандемии. Сценарий, обыгрывающий темы изоляции и взаимного недоверия, из 2020-х смотрится едва ли не пророческим. Забавно, но фильм Карпентера, можно сказать, стал жертвой собственной художественной цельности: во время выхода его атмосфера параноидальной враждебности казалась многим чрезмерной, но через 40 лет Карпентер выглядит не столько пессимистом, сколько тонким наблюдателем, точно изобразившим, как нарастают страх и напряжение в замкнутом пространстве.

Самоизоляция во время COVID-19 для многих стала источником неприятных сюрпризов, но вряд ли для тех, кто всерьез воспринял карпентеровский фильм: ведь «Нечто» — история не только о меняющем форму инопланетном чудовище, но и о том, насколько быстро в борьбе за выживание люди готовы забыть о гуманности.

Поделиться