По-прежнему осмысляя назначение Бена Аффлека на роль Бэтмена в сиквеле «Человека из стали», мы решили вспомнить, каким представал готэмский мститель перед кинозрителями в разные годы.
кадр из фильма
Сериалы 1940-х годов к настоящему моменту забыты всеми, кроме ценителей, а вот три телесезона плюс один полнометражный фильм, которые сняли про Человека-летучую мышь в середине 1960-х, памятны широкому западному зрителю до сих пор. Это и не удивительно: киносериалы всерьёз пытались интриговать зрителя, а телешоу и фильм, снятые под чутким руководством продюсера Уильяма Дозье, умудрились использовать скромные бюджеты и карикатурную «детективную интригу» себе на пользу, создавая удивительный продукт на грани между фильмом «для самых маленьких» и ёрнической самопародией. Наблюдать за тем, как Бэтмен десять минут носится по причалу с бомбой, пытаясь не попасть ей в монашек на променаде, или с помощью спрея взрывает присосавшуюся к ноге кукольную акулу, — это уже немалое удовольствие, но справедливости ради следует сказать, что у первого полнометражного кино-«Бэтмена» (поставленного в 1966 году Лесли Мартинсоном) были и другие достоинства. В первую очередь это исполнитель заглавной роли Адам Уэст — он с честью выдерживает все самые нелепые ситуации, в которые вынужден к удовольствию зрителей попадать, умудряется находить общий язык с фантастически назойливым Робином, ну и, разумеется, практически в одиночку справляется разом с четырьмя своими главными врагами. После окончания эпопеи с Бэтменом (шоу закрыли после трёх сезонов из-за упавших рейтингов) Уэст пытался выбраться в большое кино, однако успеха по-прежнему добивался в основном на телевидении: вторым пиком его карьеры уже в 2000-х, как ни странно, стало участие в «Гриффинах», где актёр озвучил мэра по имени Адам Уэст.
кадр из фильма
После того, как Китон покинул франшизу, выразив недовольство сценарием и заменой Бёртона на Джоэля Шумахера, эстафету перехватил Вэл Килмер — и, по-хорошему, следует признать его самым «необязательным» Бэтменом из всех (наравне, скажем, с Робертом Лоуэри). Однако Шумахер — которому в среде поклонников комиксов, конечно, доверия немного — и по сей день защищает свой выбор: по мнению режиссёра, Килмер «отлично смотрелся в костюме», а также в паре с Николь Кидман. Действительно, если кто и виноват в том, что «Бэтмен навсегда» получился не слишком убедительным, так это сам Шумахер — Килмер при наличии сценария получше и режиссёра подальновиднее запросто мог бы куда лучше раскрыться в предложенном образе. С третьей частью обновлённой франшизы всё не заладилось с самого начала: Китон и Бёртон, напомним, покинули проект сразу же после его пика — «Бэтмен возвращается» (Тим, впрочем, оставил за собой продюсерские функции), который стараниями Пингвина и Женщины-кошки вышел на голову выше первой части. Сценарий, отобранный Шумахером, кроме того, не нравился не только прошлому Бэтмену, но и нынешнему, из-за чего Килмер почти каждый съёмочный день проводил в склоках с режиссёром. С другой стороны, у некоторых критиков всё же нашлись для фильма тёплые слова: Килмер остался в народной памяти несколько деревянным Брюсом Уэйном, зато «самым человечным Бэтменом», а в дальнейшем, хоть и покинул франшизу, но пошёл на повышение и из миллиардера и супергероя переквалифицировался в Бога — которого озвучил тремя годами позже в мультфильме «Принц Египта» для DreamWorks.
кадр из фильма
Как показал «Бэтмен и Робин», время беззаботного веселья в жизни готэмского героя ушло безвозвратно — или, возможно, с чувством юмора у нового поколения сценаристов по сравнению с 1966 годом стало совсем нехорошо. Так или иначе, новая трилогия о Бэтмене, к которой Кристофер Нолан приступил в 2005 году, запомнилась в первую очередь своей звериной серьёзностью; ну и, разумеется, хороший актёр Бейл, утверждённый Ноланом на главную роль, постарался всячески соответствовать замыслу и подарил мстителю в плаще самый загробный голос в истории всех его киновоплощений. Шумный успех и всеобщий интерес к нолановской трилогии ещё слишком живы в памяти всех, кто хоть немного следит за кинотеатральным репертуаром, — поэтому рассуждать о том, какими эти «Бэтмены» покажутся зрителям через пару десятков лет, пока сложно. Стоит, впрочем, заметить, что, несмотря на световые годы, какие отделяют Бэтмена образца 1966 года от Бэтмена в «Тёмном рыцаре», они похожи тем, что их до некоторой степени делает свита: в сериальном Бэтмене всегда под рукой был Робин с очередным нелепым замечанием, который замечательно оттенял рассудительного Адама Уэста, ну а трилогия Нолана держится на антигероях — будь то совсем эпизодический Киллиан Мёрфи или Джокер с Бэйном.
Возможно, раз уж так складывается, и Бену Аффлеку особенно нечего опасаться: одинокого мстителя из города Готэм, как показывает практика, всегда кто-нибудь умудряется подстраховать.