После «Таксиста»: 5 недооцененных шедевров Пола Шредера

После «Таксиста»: 5 недооцененных шедевров Пола Шредера
Пока в прокате идет «Холодный расчет» — новая режиссерская работа сценариста «Таксиста» и «Бешеного быка» Пола Шредера, — Дмитрий Соколов вспоминает малоизвестные, но достойные внимания ленты выдающегося кинодраматурга и постановщика.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Джейк Ван Дорн (Джордж К. Скотт) — преуспевающий бизнесмен из городка Гранд-Рапидс в штате Мичиган, убежденный кальвинист и любящий отец. Когда его тихая и послушная дочка Кристен внезапно исчезает во время путешествия в Калифорнию, Джейк немедленно бросается на ее поиски. С помощью частного детектива Ван Дорн выясняет, что его дочь снимается в хардкорном порно. Доведенный до отчаяния, Джейк намерен во что бы то ни стало найти Кристен и вернуть ее в семью — даже если для этого придется стать экспертом в опасном мире подпольного кинематографа.

Над второй режиссерской работой Пола Шредера трудились многие участники съемочной группы «Таксиста» (в том числе оператор Майкл Чэпмен и монтажер Том Рольф), что подчеркивается не только сходством затрагиваемых тем, но и визуала двух фильмов. Еще один компонент успеха — сценарий, написанный самим Шредером и органично сочетающий драму с триллером: эта комбинация станет характерной для многих последующих его фильмов.

Убедительности сюжету добавили и отголоски реальной жизни Шредера — в образе сурового и набожного протестанта Ван Дорна просматриваются черты его отца, а тема отчуждения внутри собственной семьи позже не раз и не два станет для режиссера ключевой. В результате получилось мрачное, тягучее кино, скрупулезно исследующее человеческие ошибки и пороки.

«Люди-кошки» (1982)

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Ирена (Настасья Кински) возвращается в родной Нью-Орлеан из приюта в Канаде, где прошло ее детство, чтобы воссоединиться со своим братом Полом. В ту же ночь в городе ловят гигантского черного леопарда, которого помещают в зоопарк. Увидевшая зверя Ирена зачарована им, однако вскоре леопард сбегает из зоопарка, а девушка начинает подозревать, что беглец как-то связан с ее братом (Малкольм Макдауэлл), который регулярно куда-то исчезает по ночам.

Этот фильм — ремейк одноименного хоррора 1940-х годов, одного из классических фильмов про оборотней. Здесь Шредер вновь исследует тему подавленной сексуальности и нарушения табу, только на этот раз вне религиозного контекста. Специфика «Людей-кошек» в том, что центральный персонаж — не мужчина, как в «Человеке-волке», а женщина, опасающаяся собственной сексуальности. Шредер в полной мере развил этот концепт в ремейке, превратив обротнический хоррор в эротическую драму с оттенком инцеста и элементами БДСМ. Такая гремучая смесь работает во многом благодаря отлично выдержанной атмосфере, в которой важную роль играет саундтрек легендарного Джорджо Мородера — и, конечно же, знаменитая песня Дэвида Боуи «Cat People».

Особо стоит отметить превосходную химию между героями Кински и Макдауэлла (застенчивой девственницей и харизматичным извращенцем), на которой и держится весь саспенс.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Во время отдыха в Венеции Мэри и Колин (Наташа Ричардсон и Руперт Эверетт) знакомятся с импозантным владельцем бара Робертом и его женой Каролиной (Кристофер Уокен и Хелен Миррен). Поначалу радушие Роберта очаровывает молодых влюбленных, но, по мере того как отношения двух пар становятся все более близкими, дружба семьями приобретает все более нездоровый и даже пугающий характер.

Впечатляющий пример того, насколько умело Шредер может работать с чужим материалом: «Утешение чужаков» — экранизация романа знаменитого писателя Иэна МакьюэнаИскупление»), который превратил в сценарий драматург-нобелиат Гарольд Пинтер. Историю разыгрывает мощный актерский состав: Эверетт и Ричардсон очень убедительны в образах всегда немного отстраненных друг от друга партнеров, хотя истинные звезды здесь все же Уокен и Миррен, превосходно сыгравшие внешне безобидную семью, прячущую за гостеприимством мрачные секреты.

При этом интонационно «Утешение чужаков» ближе к драме, чем к триллеру, поскольку движут фильмом не саспенс и прочие инструменты жанра, а человеческие отношения и диалоги, выстроенные вокруг темных сторон секса и любви.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Нью-Йорк начала 1990-х. Фрэнк Пирс (Николас Кейдж) — работник «скорой помощи», страдающий от выгорания. День за днем он ездит на вызовы и спасает жизни, однако его собственная жизнь кажется ему лишенной смысла. Фрэнк все глубже погружается в депрессию, и лишь случайное знакомство с бывшей наркоманкой Мэри (Патриция Аркетт) помогает ему сохранить рассудок, напоминая о том, ради чего стоит жить.

Это единственный фильм в подборке, поставленный не самим Шредером, а его близким другом Мартином Скорсезе. Несмотря на крепкий сценарий Шредера, основанный на одноименном романе Джо Коннелли, «Воскрешая мертвецов» не получил каких-либо заметных наград или номинаций, оставшись в тени более респектабельных работ вроде «Таксиста» или «Бешеного быка». Режиссура Скорсезе, тем не менее, по-прежнему крепка, а Кейдж впечатляет не только умением делать грустное лицо.

Особенно любопытно, что Скорсезе изменил привычной манере, сняв почти весь фильм в софт-фокусе, да еще и добавив сцены галлюцинаций — выглядит это стильно, но неожиданно для режиссера, известного своим подчеркнуто реалистическим подходом к изображению происходящего на экране.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Голливуд, 1960-е годы. Радиоведущий Боб Крейн (Грег Киннир) получает роль в сериале «Герои Хогана» и становится звездой. Однако его семейная жизнь начинает катиться под откос после того как Боб знакомится с Джоном Генри Карпентером (Уиллем Дефо), специалистом по электронике, обслуживающим крупные компании. «Карпи» вводит Крейна в мир секс-вечеринок, подталкивая своего друга ко все более экстравагантным авантюрам. Но когда Крейн решает отделаться от неудобного друга, их отношения заканчиваются трагедией.

В основе «Автофокуса» лежит реальная история, потрясшая Америку в конце 1970-х и изложенная в книге Роберта Грейсмита «Убийство Боба Крейна». Фильм, впрочем, отнюдь не всегда точен в деталях, за что родственники Крейна его критиковали, но Шредера интересует не фактология, а психология. Он использовал форму байопика, чтобы исследовать природу токсичных, как сейчас бы сказали, отношений на фоне темной стороны Голливуда времен своей молодости. Кроме того, «Автофокус» — тот редкий случай, когда Шредер сочетает не только свои излюбленные жанры, триллер и драму, но и прибегает к комедии.

К сожалению, эта работа прошла незамеченной для широкой публики, отметившись разве что на паре-тройке фестивалей, однако посмотреть ее стоит не только поклонникам Шредера, но и всем любителям биографических триллеров.

Поделиться