Фильм Ричарда Флейшера с Кирком Дугласом в главной роли не был первой экранизацией знаменитой книги Жюля Верна. До этого к роману регулярно подступались различные студии и постановщики, начиная с самого Жоржа Мельеса. Более того, для Disney фильм стал одним из первых полностью игровых проектов — ранее студия выпускала либо анимационные фильмы, либо картины, в которых анимация была совмещена с живыми съемками.
Кстати, изначально Уолт Дисней видел этот проект как анимационный, но художник Харпер Гофф подготовил настолько детализированные предварительные наброски и так ратовал за живую съемку, что продюсер изменил решение. Тем не менее, без анимации фильм все же не обошелся — например, электрический защитный заряд «Наутилуса», некоторые рыбы и водоросли были добавлены уже художниками.
После того как абсурдность холодной войны высмеял Стэнли Кубрик, Норман Джуисон решил высказаться на ту же тему. Правда, режиссер сменил ракурс повествования — почти полностью убрал из фильма политику.
Фильм о советской подводной лодке, которая сбилась с курса и случайно села на мель у берегов штата Массачусетс, впечатлил лидеров как СССР, так и США. Более того, режиссер был лично приглашен в Москву. Джуисон рассказывал, что российские зрители были потрясены сценой, в которой советские моряки и американские жители объединяют усилия, чтобы спасти мальчика, который вот-вот сорвется с крыши.
Картина получила два «Золотых глобуса» — в номинациях «Лучший фильм (комедия или мюзикл)» и «Лучшая мужская роль в комедии или мюзикле» (Алан Аркин).
История противостояния подводной лодки Северного флота «Щ-721» и гитлеровцев стала хитом советского проката. Военная драма Бориса Волчека с Петром Вельяминовым и Донатасом Банионисом в главных ролях запомнилась зрителям, несмотря на слабые спецэффекты и множество художественных допущений.
Одним из таких допущений стала сама невозможность существования подводной лодки с подобным номером. Первая цифра в тактических номерах подлодок указывала на принадлежность к флотилиям: Тихоокеанский флот — «1», Черноморский — «2», Балтийский — «3», Северный — «4». Так что лодка с номером, начинающимся на «7» никак не могла состоять на вооружении Северного флота.
Эпическое полотно Вольфганга Петерсена с Юргеном Прохновым в главной роли создавалось в очень непростых условиях. Например, постановщик запретил актерам, которые играли в фильме экипаж подводной лодки U-96, во время съемок находиться на солнце — их кожа должна была выглядеть бледной, как и предписывали предлагаемые обстоятельства. Также режиссер не разрешал актерам бриться, так что усы и бороды (учитывая последовательную съемку сцен), которые зритель видит в кадре, настоящие, а не накладные. Вдобавок Петерсен настоял, чтобы съемка велась в пределах реального корабля, пространство которого немного шире вытянутых рук — это было сделано, чтобы натуральнее передать клаустрофобию в кадре.
Результат этих усилий оказался впечатляющим — немецкоязычный фильм получил шесть номинаций на «Оскар». Впоследствии вышло еще несколько расширенных редакций фильма, включая режиссерскую версию и сериал из восьми эпизодов.
Готовясь к роли капитана советской подводной лодки в фильме Джона МакТирнана по роману Тома Клэнси, Шон Коннери провел некоторое время на настоящей субмарине. Актеру даже было разрешено отдавать приказы экипажу (правда, рядом с ним находился действующий капитан). А Скотту Гленну готовиться к роли капитана «Далласа» помогал действующий коммандер подлодки «Солт-Лейк-Сити», который приказал экипажу относиться к актеру как к вышестоящему по рангу.
Такая тщательная подготовка не прошла бесследно: фильм ждал оглушительный успех — при бюджете в $30 миллионов картина собрала в мировом прокате целых $200,5 млн, а также была удостоена «Оскара» за лучший монтаж звука.
ВМС США сочли сценарий фильма неприемлемым и изобилующим неточностями, и постановка осталась без поддержки военных. Так что режиссер Тони Скотт ради нескольких кадров порой вынужден был совершать дерзкие выходки. Например, в сцене, где атомная подводная лодка «Алабама» уходит под воду, есть не постановочные кадры: Скотт летал на вертолете вокруг настоящей «Алабамы» и снимал ее — капитану субмарины это не понравилось, и он отдал приказ погружаться, на что Скотт, собственно, и рассчитывал. Впоследствии ВМФ даже выразил протест против того, чтобы в фильме использовалась техника без соответствующего разрешения. Однако подлодка все равно находилась у всех на виду, ее местоположение не было частью военной тайны, и протест не получил дальнейшего развития.
А вот сценарий все же пришлось подправить — в диалоговой части: в качестве сценарного доктора выступил Квентин Тарантино.
Роль дизельной подводной лодки «Стингрей» в этой комедии «сыграла» настоящая подводная лодка «Пампанито», участвовавшая во Второй мировой войне. В ходе военных действий «Пампанито» затопила или основательно повредила десять вражеских кораблей.
Правда, на момент съемок субмарина уже была музеем и национальным памятником, поэтому для подводных съемок использовались макеты, а во время наводных лодку тянул буксир. В фильме даже есть отсылка к закадровой жизни подлодки: когда главный герой, осмотрев «Стингрей», интересуется у адмирала, не собирается ли он превратить ее в музей.
Режиссер и соавтор сценария Джонатан Мостоу загорелся желанием снять фильм о подводной лодке после того, как посетил тот самый музей «Пампанито». Однако во время написания сценария и последующих съемок авторы допустили множество вымышленных фактов. Например, реальная подлодка U-571 никогда не была захвачена. Более того, премьер-министр Великобритании Тони Блэр, посмотрев фильм, негативно отреагировал на расшифровку американцами кода «Энигмы». Возмущения британцев на этот счет привели к тому, что перед финальными титрами появляется надпись, подтверждающая, что первую «Энигму» захватил именно Королевский флот.
А один отставной коммандер, ветеран Второй мировой войны, комментируя увиденное в фильме, сказал следующее: «Одну деталь они [авторы фильма] уловили очень точно — во время Второй мировой войны в Северной Атлантике были подводные лодки».
Создавая этот постапокалиптический телефильм, Рассел Малкэхи вдохновлялись не только литературным первоисточником (романом Невила Шюта) и его первой экранизацией (фильмом Стэнли Крамера, вышедшим в 1959 году), но и триллером «Охота за "Красным октябрем"». Ведь только в «Охоте...» и в фильме Малкэхи присутствует такое явление, как «гусеничный ход» ядерной подводной лодки. «Гусеничный ход» — чистый вымысел Тома Клэнси и кинодраматургов, в реальности его не существует.
Перенос на экран подвига советских подводников (на АПЛ К-19 произошла авария ядерной силовой установки) с самого начала столкнулся с трудностями. Так, выжившие участники трагедии, ознакомившись со сценарием, были им крайне недовольны. Они даже написали открытое письмо режиссеру Кэтрин Бигелоу и исполнителю главной роли Харрисону Форду. Подводники возражали против нецензурных выражений, неприязни между двумя высокопоставленными офицерами, неповиновения и пьянства отдельных членов экипажа, а также против попытки мятежа — по их словам, ничего подобного не происходило.
Были и чисто технические препятствия — например, узкие коридоры (съемочная площадка была построена по чертежам реальной К-19): пришлось прокладывать рельсы для камеры на потолке и маскировать их под интерьер. Зато Бигелоу удалось создать напряженную атмосферу в кадре — причем не только за счет операторских и монтажных ухищрений, но и благодаря блестящим актерским работам уже упомянутого Форда и Лиама Нисона.
Фильм провалился в прокате (он собрал во всем мире лишь $65,7 млн при $100-миллионном бюджете), но получил неплохую критику (61% положительных рецензий на Rotten Tomatoes).
Изначально глубоководный фантастический триллер должен был ставить Даррен Аронофски, он даже успел поучаствовать в написании сценария (тогда проект назывался «Протей»). Но в итоге Даррен уступил «Глубину» Дэвиду Туи — режиссеру хитового сайфая «Черная дыра».
Съемки некоторых сцен фильма проходили на борту реальной подводной лодки времен Второй мировой войны «Сильверсайд». Подлодку отбуксировали в озеро Мичиган, покрасили и отсняли на ней экстерьерные сцены с Брюсом Гринвудом.
«Глубина» провалилась в прокате с оглушительным треском (при бюджете в $40 миллионов собрала по миру всего $2,6 млн), зато понравилась большинству критиков, а среди поклонников поджанра «кино о субмаринах» приобрела статус культовой ленты.