Рецензия на фильм «Артист»

1927 год. Голливуд. В киноиндустрию начинает проникать звук, что заставляет студийных боссов пересмотреть свои отношения со многими звёздами немого периода. Любимец публики Джордж Валентайн (Жан Дюжарден) смотрит на техническое новшество с нескрываемым презрением и сарказмом, продолжая обходиться на экране без слов. Былая слава закономерно тает на глазах. В то же время бывшая статистка Пеппи Миллер (Беренис Бежо), влюблённая в Валентайна, стремительно набирает обороты. Творческий кризис трансформируется в финансовый, от былого шика и блеска Джорджа не остаётся и следа. Борясь с собственной гордыней, он попытается найти выход из сложившейся ситуации...

«Артист» Мишеля Хазанавичуса, без всяких сомнений, стал одним из главных открытий 2011 года. Причиной тому — дерзновенность задумки и редкая тщательность исполнения. Сейчас, когда фильм продолжает собирать все возможные и невозможные призы по всему свету, идея выпустить на экран немую чёрно-белую картину, видится шикарным новаторством и одновременно колкостью по отношению к современному Голливуду, где простые человеческие чувства и эмоции всё чаще облачают в мегапиксельные костюмы (спросите у Кэмерона, он знает). Однако, в первую очередь съёмки «Артиста» были актом мужества и серьёзным финансовым риском со стороны продюсеров. Отрадно то, что приём сработал, а значит — всё было не зря.

Хазанавичус воздвиг рукотворный памятник ушедшей эпохе, когда кинематограф только начинал выбираться из детских штанишек, стараясь доказать всем критикам и скептикам свою значимость не только в качестве балаганного развлечения, но и чего-то настоящего, искреннего. История Джорджа Валентайна — классический сказ про судьбу-злодейку, но, конечно же, со счастливым концом. Законы жанра неумолимы, и в данном конкретном случае это скорее плюс, нежели минус.

Блистательная стилизация, впрочем, не перетягивает одеяло у содержательной части картины. Да, сюжетная эквилибристика «Артиста» не способна поразить сценарным вывертом или выброшенным в неожиданный момент коленцем. Но именно это и было задачей режиссёра. В конечном счёте, Хазанавичус не просто умело рассказал что-то о своих героях, а почти в буквальном смысле смастерил телепорт, переносящий зрителей в 20-30-е годы прошлого века. Набившее оскомину словосочетание «магия кино» обнаруживает себя здесь в самом буквальном, практическом смысле. И дело тут даже не в том, что «Артист» со всей своей умышленной анахроничностью оказывается в десятки раз интересней подавляющего большинства современных «драм», «триллеров» и «детективов» (кавычки не случайны), а в том, что после сеанса хочется пересмотреть ту самую немую чёрно-белую классику, которая, как блистательно доказал Хазанавичус, значительно живее привычного кинопотока.

В этом смысле, перед нами несомненное признание в любви. Признание человека, прекрасно разбирающегося и умеющего обращаться с предметом своей страсти — его величеством Кино.

Поделиться