Стэн Карлайл (Брэдли Купер) бежит от темного прошлого, найдя приют и работу в странствующем цирке — теперь он ученик фальшивого медиума мадам Зины (Тони Коллетт). Познакомившись с Молли (Руни Мара), еще одной участницей кочующей труппы, Стэн влюбляется в нее, и пара уезжает в большой город. За несколько лет Стэн и Молли создают весьма успешный бизнес, на потеху публике устраивая спиритические сеансы. До поры до времени обкатанная схема аферистов работает безупречно, но однажды парочка получает рискованное, хоть и заманчивое предложение: снедаемый горем богач готов заплатить любые деньги, чтобы увидеть покойную жену. Стэн и Молли начинают тщательно готовиться к главному шоу в своей жизни, но, как известно, даже хорошо продуманный план может сорваться в самый неожиданный момент.
«Аллея кошмаров» — новая экранизация классического криминального романа Уильяма Линсди Грэшема, впервые перенесенного на киноэкран в 1947-м. Хотя обе версии достаточно точно следуют сюжету книги, расстановка акцентов — особенно в финале — существенно отличается. По форме «Аллея кошмаров» — триллер, оформленный в стиле классического нуара, но по содержанию фильм Гильермо дель Торо куда ближе к драме, чем к остросюжетному детективу.
На переднем плане здесь не погони, перестрелки и хитроумные интриги, но человеческие отношения. Более того, в «Аллее кошмаров» вовсе нет привычных для дель Торо мистических элементов, все спиритические трюки объясняются (и показываются) прямо в кадре. Но визуальный ряд при этом отчетливо напоминает другие работы знаменитого мексиканца, прежде всего «Багровый пик» и «Форму воды» — ничего удивительного, ведь все три фильма снял один и тот же оператор, датчанин Дан Лаустсен. Сочная, несмотря на приглушенные цвета, картинка, роскошные костюмы, продуманные декорации — «Аллея кошмаров» сделана не просто со вкусом, но с голливудским размахом.
Но не стоит ждать от фильма присущего современному кино динамизма. Здесь события разворачиваются медленно, а основной сюжет с крупной аферой Стэна и Молли начинает раскручиваться лишь где-то в середине фильма. До этого дель Торо подробно рассказывает о карнавальном быте и знакомит зрителей с яркими и реалистичными персонажами. Сыграны они, надо сказать, отменно. Брэдли Купер хоть и лишен необходимой порочной харизмы, неплохо смотрится в роли хитроумного и циничного обманщика-медиума, а Руни Мара хорошо оттеняет его беспринципность. На вторых ролях здесь тоже отличная команда, от Тони Коллетт и Уиллема Дефо до культового Рона Перлмана. Но ярче всех блистает, пожалуй, Кейт Бланшетт в роли необходимой для любого уважающего себя нуара роковой женщины — умной, холодной и расчетливой.
Этот медленный темп, сосредоточенный на раскрытии персонажей — единственный серьезный недостаток «Аллеи кошмаров». Фильм идет два с половиной часа, и этот хронометраж можно было легко сократить, убрав излишне затянутую экспозицию. К тому же действие развивается крайне неторопливо, и в результате основные события сконцентрированы в последних 30-40 минутах. А учитывая, что никакой сложной интриги в «Аллее кошмаров» нет, выглядит такое решение не слишком удачным. Конечно, выверенный стиль и хорошо прописанная драматическая компонента во многом скрывают эти промахи, но некоторая затянутость — если не тяжеловесность — в фильме все же ощущается.
Впрочем, эти недостатки — лишь продолжения многочисленных достоинств. Дель Торо снял очень старомодное (в лучшем смысле этого слова) кино, которое вряд ли понравится большинству современных зрителей, но для ценителей эстетских психологических триллеров может оказаться отличным подарком.