РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «ГЛАВНАЯ РОЛЬ»

В прокат выходит сатира аргентинцев Гастона Дюпра и Мариано Кона, участвовавшая в основном конкурсе Венецианского фестиваля. Впечатлениями от новой работы режиссеров «Почетного гражданина» делится Дмитрий Молчанов.

80-летний владелец фармацевтической империи Умберто Суарес (Хосе Луис Гомес) не хочет, чтобы о нем вспоминали как об очередном толстосуме: его мечта — оставить след в искусстве. Из всех искусств он выбирает важнейшее, решив профинансировать экранизацию романа лауреата Нобелевской премии. Для этого нанимают модную постановщицу Лолу Куэвас (Пенелопа Крус) и двух топовых испанских актеров — локального артиста-интеллектуала Ивана Торреса (Оскар Мартинес) и международную звезду Феликса Риверо (Антонио Бандерас). От них ждут шедевра, но уже на стадии репетиций становится понятно, что у этой троицы все пойдет не по плану.

Известные аргентинские режиссеры Мариано Кон и Гастон Дюпра на протяжении практически всей своей карьеры весело глумились над миром современного искусства (будь то живопись, как в «Художнике» и «Шедевре», или литература, как в «Почетном гражданине»), а на этот раз решили, выражаясь по-хармсовски, растрепать мирок артхаусного фестивального кинематографа. Персонажи «Главной роли» — карикатурные образы кинематографистов, чьи самовлюбленность и убежденность в том, что они творят нечто важное «для вечности», не могут не выглядеть комично.

Кроме того, «Главная роль» — один из лучших (и самых смешных) фильмов поджанра «кино о кино». В абсурдных ситуациях, которые Лола — с ее нестандартными методами работы с актерами — разыгрывает с Иваном и Феликсом, есть нечто бунюэлевское. К тому же в этом раскладе просматривается и своего рода гендерный реванш. Все наслышаны о деспотичных режиссерах-перфекционистах (от Кубрика до фон Триера), жертвами которых стали актрисы (в указанных примерах — Шелли Дювалл и Бьорк соответственно), здесь же эксцентричная постановщица с репутацией вундеркинда артхауса вдохновенно издевается над двумя заслуженными артистами мужского пола. (Чего стоит эпизод, когда Лола заставляет Торреса и Риверо разыгрывать сцену, сидя под… пятитонным камнем, подвешенным над их головами!)

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Наконец, в фильмографии Кона и Дюпра «Главная роль» — что-то вроде magnum opus: аргентинцы впервые получили в свое распоряжение звезд первой величины (Крус и Бандераса), а в самой истории нетрудно разглядеть черты предыдущих, более скромных по масштабу и бюджету, работ режиссерского тандема. Так, история о двух братьях-близнецах (один с бородой, другой без), влюбившихся в одну женщину, перекочевала сюда (вместе с актером Оскаром Мартинесом) из «Почетного гражданина» (2016), а эпизод с прослушиванием авангардной музыки, в нойзовые элементы которой вплетается шум из соседской квартиры, где делают ремонт, аккуратно позаимствован из «Соседа» (2009).

Наверное, для сатирической комедии «Главная роль» — не самое веселое и динамичное кино, зато привычный для Дюпра и Кона темпоритм позволяет в полной мере оценить и режиссерские находки, и работу актеров. Ведь новый фильм аргентинцев — не столько издевка над чудачествами режиссеров, сколько трогательное признание в любви к актерам — в равной степени и к их таланту, и к вызывающей ироническую улыбку эгоцентричности.

Поделиться