Рецензия на фильм «К звездам»

В прокат вышел сайфай Джеймса Грэя, в котором Брэд Питт отправляется в космическое путешествие, чтобы отыскать своего отца. Кирилл Горячок рассказывает, почему фильм - лучшая фантастика этого года. 

Много лет назад ученый астронавт Клиффорд МакБрайд (Томми Ли Джонс) отправился в космические дали, чтобы отыскать новые формы жизни, и бесследно исчез. Спустя годы его сыну — образцовому военному Рою МакБрайду (Брэд Питт) поручают сверхсекретное задание. По сведениям спецслужб, Клиффорд все еще жив и может быть ответственен за дестабилизирующие электромагнитные импульсы, которые влекут за собой большие катастрофы. Рой отправляется в космическую одиссею на орбиту Нептуна, чтобы узнать правду и найти родного отца, которого он похоронил так давно.

«К звездам» — новый фильм Джеймса Грэя, который во многом продолжает идеи его предыдущего «Затерянного города Z». В центре сюжета вновь лежат взаимоотношения между сыном и отцом, путешествия туда, куда не ступала нога человека, и неутешительные выводы о цивилизации. Только дикие джунгли сменились космическими просторами, которые, хоть и не имеют конца и края, вызывают эффект духоты и клаустрофобии. Впрочем, ближайшим аналогом фильма Грэя, конечно, сразу же становится «Интерстеллар», спутать работу оператора Хойте Ван Хойтема ни с чем невозможно. Кроме того, оба фильма в какой-то степени рассказывают об одном — одиссеи человека вглубь себя.

Мир будущего в «К звездам» представлен мрачным технологическим адом. Хотя человечество осуществило давнюю мечту — заселило другие планеты, проблемы и конфликты остались прежними. Режиссер Грэй лаконично это фиксирует в сценах на Луне, куда прибывает герой Питта: космические станции переполнены безликими людьми и дешевыми забегаловками фаст-фуда, а стоит чуть отойти от охраняемой зоны, тебя тут же готовы растерзать лунные пираты и охотники за легкой добычей. Все о чем грезили мечтатели, вроде Клиффорда, о новом ветке эволюции, о встрече с неземными цивилизациями, обернулось еще большим одиночеством для человека. И символом этой отчужденности выступает Рой, погружающийся в бездну, в поисках ответов на вечные вопросы.

Печальный астронавт Рой — роль нетипичная для Брэда Питта, которого привычнее видеть в образе маскулинного хулигана. Его герой в «К звездам» всю жизнь скрывал свои чувства, твердо соблюдал устав и старался не думать лишнего. Новая миссия постепенно выбивает его из комфортной психологической среды, заставляет его переживать и вспоминать то, что Рой давно спрятал глубоко внутри себя. Постепенно он становится откровеннее, больше не боится проявлять слабость, а в отдельные моменты проливает слезы от бессилия, горести и отчаяния. Сыграно это Питтом впечатляюще хорошо и он блестяще проводит своего героя через все сложные эмоциональные оттенки его характера. На втором плане возникают не менее серьезные артисты, в частности Томми Ли Джонс, которого давненько не было видно на экране, поразительно передал образ сломленного жизнью ученого, не готового поверить в то, что его исследование зашло в тупик. В небольших сценах появятся Дональд Сазерленд в роли мрачного проводника Роя в космическую бездну, и Рут Негга — родившаяся на Марсе ученая, утратившая цель в жизни. Жаль, что столь мало место режиссер выделил Лив Тайлер, по сути, она лишь является во флешбеках и видеосообщениях, ничего толком не играя.

Без сомнения, «К звездам» — лучший сайфай этого года, одновременно апеллирующий к классике кинематографа (деться от ассоциаций с «Космической одиссеей 2001» и «Апокалипсисом сегодня» некуда), к античной мифологии и фантастическим книгам Артура Кларка и Роберта Хайнлайна. Впрочем, не все в этом фильме так гладко, как хотелось бы. Режиссер Грэй слишком увлекся одиноким путешествием своего героя и оставил позади множество нерешенных вопросов и сюжетных дыр, которые, увы, сильно мешают целостности картины. По дороге Рой совершит несколько поступков, которые не будут иметь ровно никаких последствий, да и мир «К звездам» прописан не достаточно детально и связно.

Но сюжетные огрехи с лихвой искупаются завораживающей операторской работой (сцены пролетов Питта в открытом космосе сняты безупречно красиво) и сильными актерами. Грэй не снял современную классику фантастики, но при этом «К звездам» берет своей интимностью, вдумчивостью и атмосферой, каких давно в жанре не ощущалось.

Поделиться

Главные темы

Смотреть все
Мелодии для маньяков: Клаудио Симонетти, Goblin и джалло-диско
Статьи
Мелодии для маньяков: Клаудио Симонетти, Goblin и джалло-диско
50 лет назад – весной 1975-го – в прокат вышел культовый хоррор «Кроваво-красное», ставший образцом джалло. В фильме сочные цвета, изобретательные убийства и стильные кадры идеально дополнял саундтрек от прог-рок-группы Goblin, одним из важнейших участников которой был Клаудио Симонетти, ставший ведущим жанровым композитором. KNMN рассказывает о творческом пути этого выдающегося автора, без которого невозможно представить музыкальную палитру джалло
Опасный перфекционизм, меломания и пытливые почтальоны в «Потерянном письме»
Рецензии
Опасный перфекционизм, меломания и пытливые почтальоны в «Потерянном письме»
Опасный перфекционизм, меломания и пытливые почтальоны в «Потерянном письме»
Рецензии
Голая невеста, мертвые друзья и настоящая любовь в «Путешествии на солнце и обратно» Романа Михайлова
Опасный перфекционизм, меломания и пытливые почтальоны в «Потерянном письме»
Рецензии
Летун с деревянными крыльями и особенности национальной жизни в сказке «На этой земле» Ренаты Джало