Рецензия на фильм «Кэрол»

"Хейнс всегда был немного «певцом пуговиц», из-за чего в мире «Кэрол» так уютно. Любая мелочь, попавшая в кадр, становится кусочком любовно собираемой Хейнсом мозаики. Важно, что никакого самолюбования талантом стилиста-декоратора у режиссёра нет". Рецензия Дмитрия Гнедича на фильм "Кэрол".

Терез (Руни Мара) стоит за прилавком отдела игрушек в манхэттенском универмаге. На ней рождественский красно-белый колпак — заканчивается 1952 год. Респектабельная женщина (Кейт Бланшетт) достаёт листок с названием куклы для дочери. Нужные куклы распроданы. Терез советует взять железную дорогу. Женщина одобряет её выбор и уходит, забыв на витрине перчатку. Терез узнаёт имя покупательницы — Кэрол Эйрд и заботливо отправляет перчатку хозяйке. Та в знак благодарности приглашает Терез сначала в ресторан, а потом в свой дом — на Рождество.

Обе находятся в тлеющих отношениях с категорически скучными мужчинами. Простак на велосипеде Ричард (Джейк Лэси) настойчиво зовёт Терез во Францию и замуж. У Кэрол — развод с Харджем (Кайл Чандлер), отягощённый судебной тяжбой за дочь. Муж твёрдо настроен на единоличную опеку, до поры до времени боясь вслух произносить истинную причину своей позиции.

«Кэрол» — экранизация раннего романа «Цена соли» Патрисии Хайсмит, прославленной детективщицы и литературной матери Тома Рипли. На обложке вышедшей в 1952 году книги автором «Кэрол» значилась Клэр Морган. Хайсмит, к тому моменту уже автор экранизированных Хичкоком «Незнакомцев в поезде», не пожелала подписывать собственным именем рождественскую лесбийскую лав-стори со скандально оптимистическим — по повестке 1952 года — финалом.

За экранизацию «Кэрол» взялся тихий «инди»-классик Тодд Хейнс, в XXI веке практически полностью сосредоточившийся на сладко-горьком ретро с красивыми женщинами («Вдали от рая», «Милдред Пирс»). У его новой работы та же вкусовая гамма. Сладость «Кэрол» — вкус эпохи. Хейнс всегда был немного «певцом пуговиц», из-за чего в мире «Кэрол» так уютно. Любая мелочь, попавшая в кадр, становится кусочком любовно собираемой Хейнсом мозаики. Важно, что никакого самолюбования талантом стилиста-декоратора у режиссёра нет. Сервизы, браслеты, обои, абажуры — всё это нужно Хейнсу для создания герметичного сюжетного пространства.

«Кэрол» лишена всякого внешнего давления. В отличие от «Вдали от рая» с его жёстким прессингом общества тех же пятидесятых, в «Кэрол» страсти томятся, как в плотно закрытом котле. Это делает историю двух влюблённых женщин более интимной и одновременно универсальной. «Кэрол» не пытается винить эпоху в нетолерантности, а говорит — спокойно, почти смиренно, в основном короткими необязательными фразами («Неправильно это всё» — «Знаю») — о чувствах и пустоте внутри, заполнить которую можно лишь будучи честным с собой.

Некоторую — может быть, излишнюю — вкрадчивость и аккуратность Хейнса нивелируют выдающиеся актёрские работы Кейт Бланшетт и Руни Мары. Актрис не совсем справедливо — кажется, просто по ранжиру — развели по «оскаровским» номинациям. Кейт, играющую в регистре стопроцентной голливудской дивы, отрядили бороться в главной, а Руни, драматический и драматургический центр тяжести «Кэрол», получившую за образ Терез «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, — во второстепенной. Обе ставки предсказуемо не сыграли. «Оскаровский» тотализатор — всегда немножко спорт. Результаты забудутся, но для Мары «Кэрол», определённо, лучшая в карьере роль и выход на новый уровень.

Отдельно стоит сказать несколько слов об операторе фильма Эдварде Лахмане. Если кратко, то для «Кэрол» он сделал не меньше, чем Эммануэль Любецки для «Выжившего».

Поделиться