Терез (Руни Мара) стоит за прилавком отдела игрушек в манхэттенском универмаге. На ней рождественский красно-белый колпак — заканчивается 1952 год. Респектабельная женщина (Кейт Бланшетт) достаёт листок с названием куклы для дочери. Нужные куклы распроданы. Терез советует взять железную дорогу. Женщина одобряет её выбор и уходит, забыв на витрине перчатку. Терез узнаёт имя покупательницы — Кэрол Эйрд и заботливо отправляет перчатку хозяйке. Та в знак благодарности приглашает Терез сначала в ресторан, а потом в свой дом — на Рождество.
Обе находятся в тлеющих отношениях с категорически скучными мужчинами. Простак на велосипеде Ричард (Джейк Лэси) настойчиво зовёт Терез во Францию и замуж. У Кэрол — развод с Харджем (Кайл Чандлер), отягощённый судебной тяжбой за дочь. Муж твёрдо настроен на единоличную опеку, до поры до времени боясь вслух произносить истинную причину своей позиции.
«Кэрол» — экранизация раннего романа «Цена соли» Патрисии Хайсмит, прославленной детективщицы и литературной матери Тома Рипли. На обложке вышедшей в 1952 году книги автором «Кэрол» значилась Клэр Морган. Хайсмит, к тому моменту уже автор экранизированных Хичкоком «Незнакомцев в поезде», не пожелала подписывать собственным именем рождественскую лесбийскую лав-стори со скандально оптимистическим — по повестке 1952 года — финалом.
За экранизацию «Кэрол» взялся тихий «инди»-классик Тодд Хейнс, в XXI веке практически полностью сосредоточившийся на сладко-горьком ретро с красивыми женщинами («Вдали от рая», «Милдред Пирс»). У его новой работы та же вкусовая гамма. Сладость «Кэрол» — вкус эпохи. Хейнс всегда был немного «певцом пуговиц», из-за чего в мире «Кэрол» так уютно. Любая мелочь, попавшая в кадр, становится кусочком любовно собираемой Хейнсом мозаики. Важно, что никакого самолюбования талантом стилиста-декоратора у режиссёра нет. Сервизы, браслеты, обои, абажуры — всё это нужно Хейнсу для создания герметичного сюжетного пространства.
«Кэрол» лишена всякого внешнего давления. В отличие от «Вдали от рая» с его жёстким прессингом общества тех же пятидесятых, в «Кэрол» страсти томятся, как в плотно закрытом котле. Это делает историю двух влюблённых женщин более интимной и одновременно универсальной. «Кэрол» не пытается винить эпоху в нетолерантности, а говорит — спокойно, почти смиренно, в основном короткими необязательными фразами («Неправильно это всё» — «Знаю») — о чувствах и пустоте внутри, заполнить которую можно лишь будучи честным с собой.
Некоторую — может быть, излишнюю — вкрадчивость и аккуратность Хейнса нивелируют выдающиеся актёрские работы Кейт Бланшетт и Руни Мары. Актрис не совсем справедливо — кажется, просто по ранжиру — развели по «оскаровским» номинациям. Кейт, играющую в регистре стопроцентной голливудской дивы, отрядили бороться в главной, а Руни, драматический и драматургический центр тяжести «Кэрол», получившую за образ Терез «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, — во второстепенной. Обе ставки предсказуемо не сыграли. «Оскаровский» тотализатор — всегда немножко спорт. Результаты забудутся, но для Мары «Кэрол», определённо, лучшая в карьере роль и выход на новый уровень.
Отдельно стоит сказать несколько слов об операторе фильма Эдварде Лахмане. Если кратко, то для «Кэрол» он сделал не меньше, чем Эммануэль Любецки для «Выжившего».
Рецензия на фильм «Кэрол»
"Хейнс всегда был немного «певцом пуговиц», из-за чего в мире «Кэрол» так уютно. Любая мелочь, попавшая в кадр, становится кусочком любовно собираемой Хейнсом мозаики. Важно, что никакого самолюбования талантом стилиста-декоратора у режиссёра нет". Рецензия Дмитрия Гнедича на фильм "Кэрол".
Главные темы
Смотреть всеОдин разгневанный мужчина и правосудие для всех в «Присяжном номер два» Клинта Иствуда
В цифре вышла судебная драма Клинта Иствуда, которую многие американские критики уже назвали одной из лучших картин 2024 года. Рассказываем о 40-й режиссёрской работе 94-летнего ветерана Голливуда, все ещё не потерявшего хватку.
Часто ли Трамп думает о Римской империи? Античная история, империя и идеология в Голливуде
Спасительные пернатые и музыка на любой вкус и цвет в «Птице» Андреа Арнольд
Школьные коридоры и семейные травмы в клаустрофобическом дебюте внука Ингмара Бергмана и Лив Ульман «Арман»