Рецензия на фильм «Кон-Тики»

В 1937-м году Тур Хейердал (Пол Сверре Валхейм Хаген) вместе с женой Лив (Агнесс Киттелсен) то жил, то выживал на острове Фату-Хива. В далёкую Полинезию молодого норвежца занёс доморощенный исследовательский энтузиазм, что, по мнению большинства окружающих, уже было чересчур, но оказалось лишь началом большого пути. На Маркизских островах Хейердал обзавёлся собственной теорией насчёт заселения Полинезии: по его мнению, острова осваивали не выходцы из Азии (как тогда было принято считать — да, собственно, и сейчас ничего не изменилось), а южноамериканские индейцы. Расписав смелую гипотезу до масштабов исследования, в 1946-м Хейердал отправился в Нью-Йорк, но не нашёл понимания в тамошних научных кругах: у индейцев, мол, не было лодок, а перемахнуть Тихий океан на плотах из бальсы нереально. Решив, что доказать свою правоту он может только экспериментально, Тур нашёл пятерых спутников (четверых соотечественников и одного шведа), соорудил индейский плот по древним технологиям, дал плавсредству гордое имя «Кон-Тики» и 28 апреля 1947-го года отправился из Перу в Полинезию в 101-дневное путешествие, ставшее легендой. 


«Кон-Тики» и «Жизнь Пи» вышли на экраны в один год, и это, несомненно, знаменательное совпадение. Причудливым образом два этих фильма друг друга будто бы дополняют: тем, кому «Жизнь Пи» показалась слишком уж сказочной, прописан более-менее реалистичный «Кон-Тики», и наоборот. Впрочем, и в норвежском блокбастере ($17-миллионный бюджет по местным меркам — крупная форма) хватает если не сказочности, то уж точно суровой романтики образца «Клуба путешественников» — встречи с электрическими скатами и китовой акулой, охота голыми руками на куда более кровожадных акул, рассветы-закаты, наконец. Порой кажется, что Энг Ли и норвежский режиссёрский тандем (Хоаким Роннинг и Эспен Сандберг) по ходу дела как минимум перезванивались: «параллельных» эпизодов здесь хватает, не говоря уже о генеральной сюжетной линии. 

Однако, шутки шутками, а у Роннинга/Сандберга получился неоднозначный героический байопик, где акцент приходится не на пафос, а на природу героизма, граничащего с безумием. Тур Хейердал в аккуратном исполнении Пола Сверре Валхейма Хагена — тип и впрямь маргинальный. Едва не утонув в детстве, он всю оставшуюся жизнь вынужден брать себя на «слабо»: в путешествие через Тихий океан на плоту норвежец пустился, толком не научившись плавать и не избавившись от водобоязни, — таким образом, с мотивом самопреодоления (не столько героического, сколько безрассудного и мучительного) в «Кон-Тики» всё в полном порядке. 

Но главная, пожалуй, удача Роннинга и Сандберга — это техничное избавление от, казалось бы, неизбежной сюжетной скуки уже запротоколированного реального путешествия: всем ведь прекрасно известно, чем закончился этот феерический круиз. В подобных случаях на первый план выходит внимание к деталям, анатомия истории — систематическая и патологическая. И тут каждое сюжетное ответвление (эволюция условно второстепенных персонажей и даже самые проходные, на первый взгляд, эпизоды) стоит особого разговора. Вплоть до роли женщин в жизни Хейердала, о чём следовало бы, конечно, снять отдельное кино, и желательно не водевильное (как недавний «Хичкок»), а валидольное.

Поделиться