Рецензия на фильм «Машина Времени»

Герберт Уэллс - великий писатель-фантаст и классик жанра, и эта аксиома не подвергаемая сомнению. Как отличить истинно великого классика от просто хорошего писателя? Думаю, что дело в живучести идей, предложенных писателем. Герберт Уэллс предложил идеи, с успехом воплощаемые до сих пор, самой популярной из которых является вторжение инопланетян на матушку - Землю. Даже спустя сто с лишним лет с момента написания самого известного романа Уэллса "Война Миров" тема вторжения пришельцев волнует как писателей-фантастов, так и киномир: фильмов на эту тематику снято сотни, если не тысячи. Более того, очевидно, что фильмы о вторжении чужих будут сниматься до тех пор, пока существует жанр кинофантастики. А ведь были еще и романы "Остров доктора Моро", рассказывающий об ответственности ученых перед природой за свои эксперименты; "Человек-неведимка", впервые представивший концепцию мутации человеческого разума в следствии научных экспериментов и роман анти-утопия "Машина Времени", пронизанный социальным пафосом, который и был в очередной раз экранизирована с применением новейших технологий.

Профессор Александр Хартдеген (Гай Пирс) изобрел машину времени. Изобрел не потому, что он гений-ученый, а для того что бы отправиться в прошлое и спасти свою невесту от случайной пули. Но ее смерть предотвратить не удалось - прошлое нельзя изменить. В поисках ответа на вопрос "почему?" Хартдеген забирается на двести лет в будущее, застав Землю в ужасающем состоянии. Получив ранение и впав в беспамятство он и не заметил, как его машина прошла сквозь восемьсот тысяч лет истории планеты Земля. Человечество изменилось, века технократии канули в Лету, люди стали похожими на добрых папуасов, живущих с домах-люльках, подвешенных к скалам. Но у столь пасторальной картины есть и темная сторона. Часть человечества эволюционировало в морлоков - чудищ, живущих под землей в пещерах, и пожирающих тех, кто живет на земле.

Роман Уэллса выжимался и искажался до состояния приемлемого для среднестатического зрителя. Если "Машина Времени" Уэллса - это именно социальный роман о двух полярных расах, то фильм, снятый его правнуком, это не более, чем экшн по мотивам книги, из которой взяты только самые основные сюжетные вехи. Полноценной экранизацией его считать можно только при условии полного незнания классического романа. Мы все прекрасно знаем, как голливудские деятели могут перевирать мировое литературное наследие - пошло, бездарно, глупо. За примерами далеко не ходим, кошмарные "Мушкетер" и "Три Мушкетера" с Чарли Шином и Крисом О'Донеллом снятые якобы по мотивам романа Дюма до сих пор у меня перед глазами, да и долгожданный "Властелин Колец" тоже баловался отсебятиной.

Гай Пирс - актер признанно талантливый. Взять хотя бы замечательные "Секреты Лос-Анджелеса" или "Помни" - самый загадочный и красивый триллер последних лет. В "Машине Времени" на него просто не удобно смотреть, особенно в начале, когда он делает предложение еще живой невесте. В подруги ему определили поп-певичку Саманту с говорящей фамилией Мамба. Лучше бы папуасскую одежду примерили на кого-то еще, разве мало актрис или моделей не белого цвета кожи? Появление Джереми Айронса в гриме а-ля граф Дракула из фильма Копполы, конечно, облегчает шок от бездарного кастинга актеров и традиционно жутких диалогов, но ведь у него роль на десять минут в конце фильма.

На самом же деле главный и самый запоминающийся герой фильма - это собственно Машина Времени. Мы повидали много разных моделей машин времени, самая оригинальная из которых - это переделанный GMC Delorian из бессмертного "Назад в будущее". Были и отечественные разработки - машина Шурика из "Иван Васильевич меняет профессию" или гибрид калькулятора и напольных весов в "Гостье из будущего". Но та, что в "Машине Времени" Саймона Уэллса это действительно Машина Времени, выглядящая и работающая как настоящая. Соответственно лучшие сцены фильма - моменты работы Машины. Видеть и ощущать как само Время убыстряет бег, как меняется мир со скоростью "одна минута - одно столетие" не только самое удивительное, что можно увидеть в этом фильме, но и самая лучшая реализация процесса путешествия во времени, какую можно увидеть в кино. Лучше описывал только Рэй Бредбери в рассказе "…И грянул гром" (на досуге перечитайте и сравните ощущения).

В очередной раз мы лицезрели превосходство формы над содержанием, современных кинотехнологий над литературной основой. Фильм можно смотреть, можно даже получить некое сомнительное удовольствие от просмотра, но ревнителям классической фантастики я бы его не рекомендовал.

Поделиться

Главные темы

Смотреть все
Мелодии для маньяков: Клаудио Симонетти, Goblin и джалло-диско
Статьи
Мелодии для маньяков: Клаудио Симонетти, Goblin и джалло-диско
50 лет назад – весной 1975-го – в прокат вышел культовый хоррор «Кроваво-красное», ставший образцом джалло. В фильме сочные цвета, изобретательные убийства и стильные кадры идеально дополнял саундтрек от прог-рок-группы Goblin, одним из важнейших участников которой был Клаудио Симонетти, ставший ведущим жанровым композитором. KNMN рассказывает о творческом пути этого выдающегося автора, без которого невозможно представить музыкальную палитру джалло
Похитители девочек из бельгийской глубинки в «Деле “Мальдорор”» Фабриса Дю Вельца
Рецензии
Похитители девочек из бельгийской глубинки в «Деле “Мальдорор”» Фабриса Дю Вельца
Похитители девочек из бельгийской глубинки в «Деле “Мальдорор”» Фабриса Дю Вельца
Рецензии
Летун с деревянными крыльями и особенности национальной жизни в сказке «На этой земле» Ренаты Джало
Похитители девочек из бельгийской глубинки в «Деле “Мальдорор”» Фабриса Дю Вельца
Статьи
Нужно вернуть пару кассет в видеопрокат. 25 лет назад вышел «Американский психопат» с Кристианом Бэйлом