Казалось бы усмирённый бог Локи (Том Хиддлстон) вынашивает план коварной мести. Он возвращается на Землю ради безграничной силы космического Куба, оказавшегося у агентства международной безопасности «ЩИТ». С помощью него он планирует открыть туннель в другие миры, что грозит гибелью всему живому на планете. Ник Фьюри (Сэмюэль Л. Джексон) призывает на помощь команду супергероев — Железного человека (Роберт Дауни мл.), Соколиного глаза (Джереми Реннер), Халка (Марк Руффало), Капитана Америку (Крис Эванс), Чёрную вдову (Скарлетт Йоханссон) и Тора (Крис Хемсворт). Все они очень разные и совсем не спешат друг другу на помощь, но нависшая над человечеством угроза заставляет объединить усилия против очень сильного и умного врага...
«Мстители» — завершающий аккорд грандиозного плана Marvel по переносу своих главных комикс-икон на большой экран. И если до этого все они правили бал в одиночку (с разной степенью успешности), то сейчас, объединённые в одну команду, должны были выдать концерт по заявкам для самых взыскательных фанатов. Столь амбициозная задача ставила во главу угла выбор режиссёра, способного управиться с целым сонмом супергероев без потери качества, ритма и свойственной каждому из них изюминки. Выбор пал на Джосса Уидона, знатока вселенной Marvel и обладателя прекрасного чувства юмора. Без которого, как выяснилось, в «Мстителях» никуда.
Имея на руках такое количество козырей, кого не возьми — звезда, режиссёр Уидон решил плясать от печки, давая каждому из своих героев необходимое ему пространство и возможность обозначить хоть какое-то развитие персонажа в условиях почти безостановочного экшена. По ходу выяснения отношений — чаще комичных, нежели драматичных, — внутри новоиспечённой команды начинают проявляться сюжетные крючки, легко сцепляемые между собой ради совместного продвижения вперёд. Большой плюс «Мстителей» в том, что с большинством из супергероев зритель уже неплохо знаком и не испытывает необходимости в продолжительной вводной части из разряда «кто-что-зачем?». Другое дело, что подобная многоголосица порой рискует превратиться в бессмысленную какофонию, когда каждый на свой лад исполняет сольный номер (Капитан Америка ностальгирует, Тони Старк искромётно шутит, Брюс Баннер изо всех сил старается не злиться). Уидону, однако, удаётся дирижировать этим строптивым оркестром с минимальными погрешностями, когда мелкие недочёты перекрываются очевидными красивостями и остроумными придумками. Режиссёр ни на секунду не забывает, что именно он снимает, наслаждаясь и используя те возможности, которые автоматически дарит экранизация любой внятной комикс-истории. «Мстители», в этом смысле, вполне стандартная работа с набором необходимых в таких случаях противопоставлений, конфликтов и моралите, но выполненная настолько высококлассно, что любые придирки рискуют оказаться банальным занудством, а не чем-то конструктивным.
За внушительные по нынешним временам 142 минуты финального хронометража Джосс Уидон сложил замысловатую мозаику из цельных и самодостаточных пластов. Сложил умело и очень иронично. Для летнего блокбастера, в котором на каждый квадратный метр по два супергероя — результат более чем достойный.