Не слишком претендующий на звание отца года лоботряс и жулик Скотт Лэнг (Пол Радд), известный как Человек-муравей, сидит под домашним арестом из-за случая в немецком аэропорту. Тогда супергерои немного пошумели в Германии, пытаясь решить, стоит им вставать на учет, как того требует новый закон, или нет. Все разбежались, а Лэнг попался. Теперь к нему каждые выходные приезжает дочка от первого (и пока единственного) брака Кэсси (Эбби Райдер Фортсон), они весело проводят уикенд, а остальное время Лэнг лежит в ванне, стучит в барабанную установку, занимается бизнесом и тоскует по Хоуп Ван Дайн (Эванджелин Лилли), с которой они в ссоре (а она еще и в бегах). Вскоре, правда, придется напялить супергеройский костюм и нарушить пару законов: на связь с Лэнгом вышла Джанет Ван Дайн (Мишель Пфайффер), мать Хоуп и жена гениального старого хрыча Хэнка Пима (Майкл Дуглас). Много лет назад Пим изобрел частицы, которые позволяют манипулировать размерами предметов, а также костюм Человека-муравья. Джанет была его верной соратницей (и первой Осой), пока её не засосало в межатомное пространство. И вот появился шанс её спасти. Правда, палки в колеса будут вставлять не только атомы, но и полиция, жулики и другие люди со способностями.
Из пересказа завязки может сложиться впечатление, что «Человек-муравей и Оса» — это очередной супергеройский сюжет, добродушно поучающий любить семью, однако большую часть времени новая работа Пейтона Рида старается играть на поле глуповатой комедии в духе «Соседи. На тропе войны» или даже «Один дома 3». Неизвестно, что восхищает больше: его вопиющая вторичность или почти полностью отсутствующее чувство комичного. Режиссер Рид не смог придумать ничего лучше, чем повторить несколько раз самые эффектные приемы первой части, очевидно, изобретенные еще Эдгаром Райтом (его уволили из-за творческих разногласий). Большинство же гэгов и шуток либо возникают из каких-то очевидных ситуаций, либо стараются выдавить из зрителя смешок неловкой попыткой юморить. Отдельные сюжетные линии — вроде посещения школы — так и вовсе придуманы ради хохмы. И как многие шутки ради шуток, не очень справляются со своими функциями.
Фильм Рида тоже лихорадит: актеров и сюжет бросает из жара в холод, из кипучего гротеска в надсадную драму, от комичного хлопотания лицом к трагичной маске. Как и «Тор: Рагнарёк», «ЧМО» пытается убедить зрителя, что супергероика действительно аналог пенного напитка, выставка ерунды, концентрированная балбесия и ничего больше. Местные персонажи — восхитительные дурачки и дурочки, полноценных антагонистов нет, а те, что есть, либо карикатурные, либо потенциальные герои. Но это настроение праздника непослушания одновременно и противоречит каким-то высоким драматическим запросам, и не позволяет рассматривать сюжет про Скотта Лэнга как пример супергероики с человеческим лицом. Ну какое же оно человеческое — клоунская маска, парад благостных стереотипов, не слишком удачная реплика Звездного Лорда из «Стражей Галактики», которую старательно разыгрывает харизматичный комедиант Радд.
Объявленный, как это часто бывает, очередным «лучшим фильмом Marvel», «Человек-муравей и Оса», напротив, кажется худшим за последние годы: в нём нет ни раздолбайской изобретательности «Тора», ни настоящей комедийности и семейности «Стражей Галактики», да и на фоне другого фильма про супернасекомое — «Человека-паука: Возвращение домой» — он кажется совсем уж не человечным. Просто сборником бородатых шуток, эдгаррайтовских находок, цитат из Джона Хьюза и высказыванием о мужском эго, которое покорежило не одно поколение. В первую очередь — дочерей. Чтобы все всё поняли, их тут целых три.