Рецензия на фильм Томаса Альфредсона «Снеговик»

Алексей Филиппов посмотрел «Снеговика» с Майклом Фассбендером и считает, что детективный триллер слепили не из самого удачного материала.

Осло, первый снег. Пока детектив Харри Холе (Майкл Фассбендер) спит чутким сном алкоголика в домике на детской площадке, в Норвегии начинается серия загадочных убийств — анонимный поклонник снеговиков «наказывает» женщин, которых считает неверными. Вечно взъерошенный Холе, уравновешенный помощницей Катрин (Ребекка Фергюсон), начинает расследование, которое затрагивает как прошлое (где аналогичными преступлениями занимался Вэл Килмер), так и личную жизнь самого детектива-одиночки, который старается проводить как можно больше времени с Олегом — сыном бывшей подруги Рахиль (Шарлотта Генсбур), которую он по-прежнему любит.

Иностранная критика размазала «Снеговика» ровным слоем, да и многие, кажется, ждали от экранизации очередного скандинавского бестселлера какого-то несусветного чуда. Не сложилось: довольно посредственному роману Ю Несбё, литературе для долгих поездок в общественном транспорте, для удобоваримой киноверсии требовалось вмешательство хорошего сценариста и режиссера. Роль последнего исполнил талантливый шведский постановщик Томас Альфредсон (претендовали Ридли Скотт и Мартин Скорсезе, оставшийся на проекте продюсером). Функцию драматурга на себя взяли съемочный график, в который не уложились, и монтажный стол, на котором фильм пришлось сшивать из того, что успели снять.

Результат — вторая для Фассбендера большая неудача за двенадцать месяцев (если считать «Кредо убийцы»), похоронившая под обломками не только впечатляющий актерский ансамбль, но, очевидно, и амбиции еще одного неамериканского режиссера, метившего в Голливуд. Альфредсон — как и Курзел, надо отдать им должное, — боролся до последнего: «Снеговик» снят с холодной ясностью корки льда, в нём есть патентованная скандинавская тревога, а также прохладное чувство юмора, которое у Несбё заменяли довольно идиотские остроты. Впрочем, лоска большого экрана фильму всё равно не хватает — это в лучшем случае уровень неплохого сериала со стандартным и страдающим от пробелов сюжетом.

Распинать сценарий «Снеговика» можно долго и с упоением — вместе с нагромождениями Несбё из фильма пропала парочка важных для незамысловатой писательской мысли образов, а сохраненные — несколько теряются в сумятице. В итоге холодный триллер оказывается еще одним сюжетом про «мужчин, ненавидящих женщин», который запомнится не столько видами Осло (туристическая программа выполнена на твердую четверку), сколько просыпающимся в общественных местах Фассбендером. Его потрепанный Харри Холле выглядит легкой пародией на разномастных циничных сыскарей — и окажись «Снеговик» насмешкой над насупленными штампами скандинавских детективов, это могло бы поправить дело. Но что смонтировали, то смонтировали.

Поделиться