Рецензия на фильм Вима Вендерса «ИДЕАЛЬНЫЕ ДНИ»

В прокате идет едва ли не лучший за пару десятилетий фильм Вима Вендерса. Впечатлениями от новой работы живого немецкого классика делится Кирилл Горячок.

Каждое утро Хираямы (Кодзи Якусё) начинается одинаково. Он собирает кровать, чистит зубы, поливает цветы, надевает комбинезон «Туалеты Токио», берет кофе в автомате возле дома и садится в машину. По дороге на работу он слушает любимые аудиокассеты с американской рок-классикой. В центре Токио начинается его дежурство: спокойно и тщательно Хираяма отмывает городские сортиры. Работа нисколько не тяготит мужчину, хотя окружающие стараются не замечать уборщика и считают его чудаком. Но жизнь Хираямы полна маленьких радостей и ритуалов: он фотографирует природу, читает книжки и выращивает растения. Ничто, кажется, не способно омрачить его дни.

Стоит признать, что в XXI веке немецкий режиссер Вим Вендерс не снял ни одного художественного фильма, который можно было бы поставить в один ряд с его ранними работами. Тем удивительнее неожиданный успех, который обрушился на «Идеальные дни» на фестивалях и в прессе: фильм получил приз за «Лучшую мужскую роль» в Каннах и номинирован на «Оскар» в категории «Лучший международный фильм» от Японии. Вендерс действительно снял очень особенное кино, в котором отражаются главные темы и лейтмотивы его творчества. Перефразируя название, можно сказать, что это идеальный фильм Вендерса.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Япония всегда была для режиссера-немца особенным местом. Он снимал документальные фильмы о японском модельере Ёдзи ЯмамотоЗаписки об одежде и городах») и о любимом режиссере Ясудзиро ОдзуТокио-Га») — последнему (вместе с Франсуа Трюффо и Андреем Тарковским) был посвящен его главный шедевр «Небо над Берлином». Незаметному ангелу, живущему среди людей, посвящены и «Идеальные дни». Молчаливый Хираяма, подобно спустившимся с небес героям «Неба над Берлином», находит красоту в мелочах и наслаждается даже самым маленьким тривиальным мгновением жизни. Ему некуда спешить, нечего завоевывать, Хираяма выполняет свою грязную работу безропотно, находя даже в грязных сортирах Токио краткие мгновения счастья. Только такие ангелы как он способны отыскать за унитазом записку, предлагающую сыграть в «крестики-нолики», или увидеть посреди улицы танец бездомного, которого все стараются обходить стороной.

В ультрасовременном Токио Хираяма еще и хранитель культуры прошлого. Он не пользуется интернетом, никогда не слышал о Spotify и слушает музыку на кассетах (как и положено, тщательно прокручивая пленку карандашом). Уборщик читает книги Уильяма Фолкнера и Патриции Хайсмит, обожает слушать Нину Симон и Лу Рида (по песне которого Perfect Day и названа картина). Случайные знакомые, сталкиваясь с богатым внутренним миром Хираямы, открывают для себя магию жизни. Так, подружка его коллеги узнает о песнях Патти Смит, юная племянница-бунтарка — о книгах Хайсмит, а больной раком мужчина приходит к осознанию, что радоваться и не сожалеть о прошлом можно даже на пороге смерти. «Сейчас — это сейчас. Потом — это потом», — вот мудрость скромного и немногословного Хираямы, которой все у него учатся.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Удивительно, как европейцу Вендерсу удалось точно передать дух и культуру Японии. Это очень спокойный, размеренный фильм, в котором одновременно происходит все и ничего. Актер Кодзи Якусё хотя и произносит лишь несколько слов за весь фильм, но ему удается создать объемный и сложный характер добровольного отшельника с непростым прошлым. Он так естественен в своей роли, что порой кажется, будто Вендерс снимает документальный фильм.

Больше всего в «Идеальных днях» удивляет то, что фильм изначально был заказным. Токийские власти попросили Вендерса снять рекламу новых туалетов, построенных лучшими японскими архитекторами накануне несостоявшейся из-за ковида Олимпиады. Вот из такого сора и рождаются порой маленькие шедевры.

Поделиться