Страшно смешно

Страшно смешно
В российский прокат выходит продолжение франшизы «Очень страшное кино». Отличный повод вспомнить и вновь посмеяться над тем, чем нас долгие годы стращали.

кадр из фильма
кадр из фильма
Норвежец Виркола уже опробовал себя в жанре стёбной пародии с «Убить Булью», где прошёлся по Тарантино, одним этим фактом вызвав предвзятое раздражение части аудитории. Новая лента дала отечественным локализаторам повод многозначительно завершить трейлер фразой «на экранах Победившей страны», выпустив ленту в прокат аккурат накануне Дня Победы. А причина — мёртвые нацисты, выглядящие самым непотребным образом и внезапно воскресшие в период каникул молодой разношерстной компании. Козыри пародии на зомби-муви в исполнении Вирколы — в том, что кровь на снегу смотрится особенно эффектно, а крови будет много (вот тут действительно повод вспомнить о Тарантино), к тому же норвежец явно не сэкономил на леденящем кровь мертвяцком гриме. Что ж, подождём объявленный сиквел — он обещает быть ещё более зловещим, учитывая полезный опыт коммерчески успешных «Охотников на ведьм», cнятых Вирколой для Голливуда. Пока же он, для души, готовит «Убить Булью 2». 

кадр из фильма
кадр из фильма
Уэс Крейвен в свои «за 70» стар телом, но не душой. Что доказал, выпустив пару лет назад (и cпустя 15 лет после выхода первой части) вожделенный, однако «необязательный» и «старомодный», по мнению части публики, камбэк. Что тут скажешь, встречи одноклассников — тоже необязательное занятие, но сколько приятных эмоций способны они доставить! А у «Крика 4» именно такие ассоциации: тут все свои, атмосфера душевная и отчаянно ностальгическая. «Самое страшное кино» — первоначально задуманное название «Крика» как пародии на жанр. Продолжение же изначально задуманной трилогии — уже, отчасти, само-пародия, к которой добавилась знатная сатира на бесконечные сиквелы-ремейки, суперкиноманский проект с более чем восемью десятками (!) отсылок, причём названия фильмов произнесены, по большей части, прямым текстом. Тезаурус жанра! Дорогого стоит сверхбодрое начало с кровавыми красотками — кстати, cам Крейвен предлагал взять на роли незамутненных блондинок Пэрис Хилтон и Линдси Лоэн

кадр из фильма
кадр из фильма
Первым, и довольно удачным, вариантом локализации этой комедии ужасов был «Шон живых мертвецов» (Shaun of the Dead). Становится понятно, что главным объектом пародии являются классические творения Джорджа А. Ромеро "Рассвет мертвецов" (1978) и "День мертвецов" (1985). На сегодняшний день, «Шон» — лучшая британская комедия о зомби «всех времен». Эдгар Райт, Саймон Пегг и Ник Фрост — некий английский символ качества, и прекрасно, что они продолжают работать вместе — после «Шона» и «Типа крутые легавые» ждём третий фильм объявленной трилогии «Кровь и Мороженное» — «Армагеддец» (стоит добавить, что у актерского дуэта Пегг-Фрост, на сегодняшний день, уже 19 совместных проектов!). Секрет успеха «Шона» прост как всё гениальное, и столь же неповторим. С одной стороны, легкая старомодность — словно смотрим все главные фильмы о зомби разом, с другой, нужная пропорция английского юмора и, наконец, восторженная любовь к первоосновам жанра. 

кадр из фильма
кадр из фильма
Сценариста «Монстро» и «Остаться в живых» Дрю Годдарда стоило бы представить к персональной награде «За киноманское счастье», потому что его фильм — истинный подарок судьбы для поклонников жанра. Девственница, спортсмен, шлюха, шут, умник-учёный — «Хижина» объединила пять самых популярных типажей слэшеров многих десятилетий, чтобы расправиться с ними самым привычным способом, но... И вот это самое «но» заставляет сердца биться учащенно. Идея собрать под одной крышей — в прямом смысле слова — самые «почётные» образцы (без малого двадцать) традиционных ужастиков (в том числе, имеется чудный реверанс в сторону азиатов) — выше всех похвал. Воплощение её — с технической точки зрения — безупречное. И наконец, приятное послевкусие: «Хижина» — дитя любви, Годдард не издевается над жанром и даже не журит его, а словно делает признание, что традиционные ужасы — прекрасны и обожаемы, со всеми своими недостатками. Ну а финал — поцелуй в макушку великому и ужасному Сэму Рэйми

кадр из фильма
кадр из фильма
Один из вдохновителей франшизы «Очень страшное кино» Марлон Уайанс отпочковался, в качестве сценариста и исполнителя роли главного потерпевшего, с пародией на все паранормальные и изгоняющие дьявола хиты последних лет (один из слоганов фильма — «Самое-пресамое последнее изгнание»). Идея подружки героя продать душу дьяволу за пару туфель в наш потребительский век звучит вполне актуально. Уайанс, понятное дело, не Вуди Аллен, и ждать от него высокого юмора и занимательных рассуждений не приходится. Зато этот чёрный юмор — действительно черный, и котом в мешке фильм не станет. Для первого свидания вариант, пожалуй, не лучший, но для компании пятничным вечером — вполне себе славное и необременительное развлечение. Надо заметить, что Уайанс вовсю готовит сценарий сиквела и, похоже, ждёт не дождётся начала съёмок. Как же, в сущности, прекрасно, что некоторые люди никогда не взрослеют! 

кадр из фильма
кадр из фильма
Безвозвратно кануло время, когда имена Кодзи СудзукиХидео Наката и Такаши Шимицу вызывали у фанатов жанра безусловный трепет вкупе с ощущением неслыханной свежести. Нынче девочка с зашевелюренным лицом способна напугать, разве что, если вылезет из чашки утреннего кофе. Альманах «Фобия 2» объединил короткометражки ужасов пяти тайских режиссеров, вторая из которых — «Автостопщики» Сонгьёса Сугмаканана — остроумная пародия на зомби-хоррор, но особенно интересна часть финальная — Банджонг Писантханакун беззастенчиво прошёлся по всем надоевшим «девочкам в белом» и сделал это гомерически смешно. Действие происходит на съёмочной площадке якобы-сиквела «Неразлучных» — азиатского хита про разделённых сиамских близнецов (который снял, к слову, тот же Писантханакун). Главная актриса чувствует резкое недомогание и, спустя некоторое время, умирает. Однако вскоре её вновь видят на съёмочной площадке... 

кадр из фильма
кадр из фильма
Фильм-пособие, как выживать с мертвецами (зловещими, как на подбор). В числе горстки живых есть шанс остаться, если соблюдать несколько десятков пунктов, озвученных и проиллюстрированных собственным (по большей части) примером героя Джесси Айзенберга. Тут и загадочные, на первый взгляд, «Литая железная сковородка», «Шар для боулинга» и «Осторожней в туалетах», и не требующие дополнительных объяснений «Стирай носки», «Мочи наверняка» и «Найди крутого напарника». С последним подкованному парню особенно повезло — без Вуди Харрельсона, в безумно идущей ему ковбойской шляпе, фильм не получился бы столь заразительным. Его разбитной и местами беззащитно-ранимый Талахасси — просто-таки душа фильма. Фляйшер талантливо лавирует между ужасом и комедией, остросюжетными локальными боями и мелодрамой — а публика, подогретая группой Metallica ещё на начальных титрах, вознаграждает его за старания сполна: фильм собрал кассу в $102 млн, что более чем в четыре раза превышает его бюджет. 

кадр из фильма
кадр из фильма
Пристрастный киноман накопает в «Руке-убийце» одного из создателей «Баек из склепа» Родмена Флендера более десятка отсылок к пародируемым им фильмам ужасов. Сама по себе живущая вольной жизнью рука — слава Сэму Рэйми и его «Зловещим мертвецам 2», а также, вне сомнений, «Руке» Оливера Стоуна. Эту ночь Хэллоуина друзья не забудут, ведь закончится она разложением (в самом прямом — физиологическом — смысле) и пивной бутылкой в черепе одного из них. А всему виной проклятая конечность, с хладнокровием и особой жестокостью, к ужасу своего хозяина, умертвляющая близких и дорогих. Заразительный The Offspring за кадром даёт жару, словно напоминая, что не стоит принимать происходящее близко к сердцу. Ну и нельзя не упомянуть о 17-летней Джессике Альбе — объекте воздыханий главного героя, которая здесь совсем ещё бутончик. 

кадр из фильма
кадр из фильма
Ещё одна мини-революция жанра в исполнении дебютанта Эли Крэйга. «Техасская резня бензопилой» встречает «Пятницу, 13» и ещё с десяток популярных молодежных слэшеров, вывернутых наизнанку в пользу двух дуралеев, которые просто приехали отдохнуть на природе. Способы умерщвления стандартные, набор героев тоже (см. пункт про «Хижину в лесу»), но, боже правый, каков ракурс! Всё то, что в сплэттерах (другим словом, натуралистичных кровавых ужасах) заставляет визжать (девушек) и бояться — кровь, резня, расчленёнка — здесь вызывает приступы смеха. По сути, зритель смеётся над собственным страхом, ради адреналина от которого и ходит на фильмы этого жанра. Неудивительно, что после столь удачной сатиры именно Крэйгу поступило предложение снимать сериал по мотивам вышеупомянутого «Zомбилэнда», с теми же героями в исполнении других актёров.

Поделиться