Эпическая сказка Александра Роу рассказывает о двух друзьях, Никите Кожемяке и Булате Балагуре, которые отправляются вызволять из плена невесту Кожемяки и попутно сражаются с несметными полчищами самого Кащея Бессмертного.
Роу впоследствии вспоминал о съемках:
«И вот, в затемненной Москве собрались мы, киносказочники со студии "Союздетфильм", и, обсудив, решили <...> иносказательным языком киносказки, избегая прямых аналогий, рассказать о грозных событиях тех дней».
Георгий Милляр, сыгравший в ленте титульного персонажа, незадолго до съемок переболел малярией. Результатом болезни стали худоба и бледность актера, которые придавали ему сходство со скелетом. А уж после того, как Милляр выходил от гримеров, вид у него был такой, что лошади, на которой он должен был сниматься, завязывали глаза, чтобы она не испугалась «Кащея».
К 70-летнему юбилею фильма была проведена его реставрация и колоризация.
Картина Александра Птушко, основанная на сказках Павла Бажова «Горный мастер» и «Каменный цветок», повествует об истории Данилы-мастера — талантливого резчика по камню. Каждая его работа восхищала окружающих, однако сам Данила хотел достичь совершенства, поэтому отправился в подземный мир, куда его призвала злобная хозяйка Медной горы. За тайны мастерства, которые она собиралась раскрыть Даниле, придется заплатить высокую цену.
Одной из самых впечатляющих локаций стал длинный путь через подземные «залы» — лазуритовый, рубиновый, малахитовый, хрустальный. Для его создания на студии изготовили четыре фрагмента декораций, которые имитировали формы кристаллов различных минералов. Комбинируя их и дополняя мелкими деталями из стекла и целлофана, меняя освещение и цветные фильтры, удалось снять насыщенный в цветовом плане эпизод. Результатом этих усилий стал приз Каннского кинофестиваля за лучшее использование цвета.
Сказка Птушко о гусляре, который собирает дружину и отправляется в дальние страны нести славу Великого Новгорода, основана на онежских былинах о новгородском торговом человеке Садко.
Фильм стал дебютом для актрис, ставших впоследствии знаменитыми: Алла Ларионова, исполнившая главную роль, до этого снималась только в массовке, а Лидия Вертинская (жена Александра Вертинского), сыгравшая Птицу Феникс, вообще в то время училась на факультете живописи и не планировала связывать свою жизнь с кинематографом. Что до самого Птушко, то для него «Садко» стал первым опытом работы с технологией комбинированных съемок, известной как блуждающая маска.
Ленту оценили не только в СССР, но и за границей: «Садко» получил «Серебряного льва» в Венеции, а продюсер Роджер Корман выпустил фильм в США — правда, под названием «Волшебное путешествие Синдбада» и в сокращенном и перемонтированном виде. Также Корман изменил имена персонажей и создателей (например, Александр Птушко стал Альфредом Поско). А переписывать сюжет помогал юный Фрэнсис Форд Коппола.
На этот раз Птушко обратился к русским народным былинам о богатыре Илье Муромце. Сказка повествует о том, как пролежавший без движения тридцать лет и три года Муромец (Борис Андреев) обретает богатырскую силу и отправляется подвиги совершать.
Фильм восхищает батальными сценами — по подсчетам, в кадре находится одновременно от 104 000 до 106 000 статистов. Однако, на самом деле многочисленные войска — не более чем хитроумное технологическое решение Птушко, операторов и художников. Они вели съемку кадра по частям, активно используя неподвижные маски, контрмаску и множительную зеркальную приставку.
Эта сказка тоже была выкуплена Рождером Корманом для показа в американских кинотеатрах — там она шла под названием «Меч и дракон».
В основу фильма Александра Роу легла русская народная сказка про Морозко. Рассказывается в ней о девушке, которую завистливая мачеха решила прогнать из дома, о красивом, но горделивом молодом человеке, за свою самовлюбленность превращенном в медведя, и о добром волшебнике Морозко.
Одной из запоминающихся героинь стала Марфушка — сводная сестра главной героини — блистательно сыгранная Инной Чуриковой. Получить роль ей как раз помогло умение феерично грызть орехи: актриса на пробах совершенно не щадила зубов, и это впечатлило постановщика, который выбирал между ней и Тамарой Носовой.
В процессе производства фильм едва не погиб, а спасла его... Баба-Яга: в помещении, где размещался отснятый материал, произошел обрыв трубы, и Георгий Милляр (он сыграл Бабу-Ягу) оказался единственным, кто был рядом. Актеру удалось вынести пленки из воды.
Роу поставил фильм по мотивам русской народной сказки «Морской царь и Василиса Премудрая», а также баллады Василия Жуковского «Сказка о царе Берендее, о добром царе Еремее и злом Чуде-Юде, о любви Варвары-красы к рыбацкому сыну Андрею». В центре сюжета — царь, который, чтобы спасти своего сына, тайком подменил его ребенком обычного рыбака.
Георгий Милляр, один из актеров-талисманов режиссера, сыграл в фильме сразу две роли — подводного царя Чудо-Юдо и одного из балалаечников в эпизоде, где обедает царский сын. Примечателен тот факт, что в эпизоде, когда Чудо-Юдо из воды высовывает руку и хватает царя за бороду, «руку» сыграл не Милляр, а будущий создатель «Ералаша» Борис Грачевский.
Часть натурных съемок проходила в Крыму. Михаил Пуговкин, сыгравший царя, впоследствии вспоминал:
«Как-то снимали на горе Ай-Петри сцену, в которой нужно было проскакать на конях. Из молодых артистов никто не мог сесть на коня. И когда я сел и проскакал, Роу обомлел и говорит: "Молодежь, посмотрите! Во ВГИКе не тому учат. Надо учить актеров, чтобы они могли и прыгать, и на лошади скакать. Артист должен все уметь делать в кино"».
В основу киносказки Александра Птушко легла одноименная поэма Александра Пушкина. Рассказывается в ней о доблестном Руслане, который отправляется на поиски похищенной невесты и в ходе своих приключений встречается с коварством, обманом и колдовством.
На съемках Птушко в очередной раз продемонстрировал творческий подход к решению сложных задач. Для одного эпизода постановщику требовалось около 300 попугаев — задача сложная и затратная. Было решено купить несколько десятков попугаев, а остальную крылатую «массовку» сыграли загримированные голуби.
Гримеры хорошенько потрудились и над гримом Игоря Ясуловича — актеру на момент съемок было чуть за тридцать, а он должен был изображать старца Финна. Когда Птушко (ему самому на тот момент было 73 года; «Руслан и Людмила» и его последняя работа) увидел Ясуловича в гриме, он не узнал актера и, вскочив с кресла, предложил «старику» присесть.
Лента снята по мотивам русских народных сказок и одноименной пьесы Николая Шестакова. В центре сюжета — богатырь-пахарь Финист (Вячеслав Воскресенский), который защищал Русь от иноземных захватчиков, и писарь Яшка (Михаил Кононов), действовавший не силой, а хитростью.
Над сказкой первоначально работал Александр Роу, он же подбирал актеров, но до начала съемок постановщик не дожил, и режиссером был выбран его ученик Геннадий Васильев.
Главную роль Воскресенский получил по воле случая — его в очереди за продуктами увидела Валентина Романовская, ассистент по актерам. Но сам Роу не сразу увидел в Воскресенском богатыря. Гримерам пришлось как следует потрудиться над его внешностью — актер впоследствии вспоминал, что из своего на нем остались только волосы.
Анимационный фильм Константина Бронзита основан на сказаниях о богатыре Алеше Поповиче. Герою не удается защитить жителей своего родного Ростова от выплаты дани, и теперь богатырь должен восстановить свое доброе имя и вернуть золото.
Бюджет «Алеши Поповича...» — $4 миллиона, а в прокате он собрал чуть больше $1,7 млн. Тем не менее, по его мотивам впоследствии была выпущена компьютерная игра, а сам мультфильм стал началом «богатырской» франшизы, которая насчитывает десять полнометражных анимационных фильмов. Кстати, вторая часть киносериала, «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», тоже в прокате выступила не очень удачно. Зато сборы третей — «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» — в пять раз превысили бюджет.
Российский фильм студии Disney рассказывает об обычном жителе современного мегаполиса, который волей судьбы попадает в Белогорье — страну волшебства, сказочных существ и поединков на мечах.
Кино снимали с выдумкой. Например, корона для Варвары (Екатерина Вилкова) на самом деле не совсем металлическая: ее сплели из кружев, а потом методом гальванизации напылили металл — сначала медь, потом серебро. Что до костюма Кащея (Константин Лавроненко), то для трех разных эпизодов было изготовлено три экземпляра кожаных доспехов.
Фильм успешно выступил в прокате, собрав $30,6 млн (на производство было затрачено $8,25 млн), и положил начало франшизе — к выходу готовится уже третья часть.