Жизнь этого парня

Жизнь этого парня
Сегодня 40-летний юбилей отмечает одна из главных голливудских звёзд последнего десятилетия Леонардо ДиКаприо. Вспомним этапные работы славного пути артиста.

кадр из фильма
кадр из фильма
В задушевной сказке из провинциальной жизни от шведа Лассе Халльстрёма 19-летний и мало кому известный ДиКаприо сыграл свою первую знаковую роль. В заглавие фильма вынесено имя главного протагониста — самого нормального персонажа. Но прелесть одного из самых добрых фильмов девяностых — в образах тех, кто его гложет, кто отклоняется от нормы: мальчик-аутист в образцовом исполнении ДиКаприо — как раз один из них. 

С «Гилберта Грэйпа» началась веселящая многих история о номинациях на «Оскар», которые для молодого, а затем уже и зрелого актёра всё никак не оборачиваются победой (в 1994-м ДиКаприо уступил весьма достойному сопернику, Томми Ли Джонсу из «Беглеца»). Словом, хотя уже были до того и телесериалы, и «Жизнь этого парня» Майкла Кейтон-Джонса, но большая карьера большого актёра начинается именно здесь. 

кадр из фильма
кадр из фильма
Одна из главных ролей самого «камерного» периода в карьере молодого артиста: экранизация наркотических полумемуаров нью-йоркского контркультурного героя Джима Кэрролла. Мотивации Кэрролла в исполнении ДиКаприо поддаются пониманию, но анализировать этого героя не так-то просто: с учётом того, на чём делают акцент авторы фильма, остаётся непонятным до конца, посвящены «Дневники» становлению творческого ума или всё-таки банальному подростковому бунту. 

Так или иначе, но начинающий ДиКаприо, ещё не нашедший свою нишу и потому в середине 1990-х игравший в фильмах самого разного рода, прекрасно демонстрирует на экране весь свой потенциал — как и его коллега по «Дневникам» Марк Уолберг. Им ещё предстоит встретиться в «Отступниках» уже совсем в других обстоятельствах. 

кадр из фильма
кадр из фильма
Первый большой хит в карьере актёра (как и постановщика База Лурманна) — кричащая разноцветная экранизация Шекспира. Ценность «Ромео + Джульетты» — хотя бы в том, что фильм может служить прекрасным, понятным любому ребёнку доказательством важной истины: шекспировские пьесы нельзя воспринимать как готовый написанный текст, они начинают жить и о чём-то говорить нам, только будучи сыгранными, и чем больше нарастить мяса поверх грубого словесного скелета — тем лучше будет результат. 

Для ДиКаприо же роль Ромео стала очередным успешно выдержанным экзаменом на профпригодность. Сыграть шекспировского героя — довольно важная строчка в резюме, и молодой актёр, хотя и пребывает почти что в тени своей бесконечно обаятельной экранной партнёрши Клэр Дэйнс, в целом проходит испытание достойно. 

кадр из фильма
кадр из фильма
Кажется, последний «роман взросления» с участием актёра: следующий пункт в нашей десятке также мог бы попасть под это определение, но «Банды Нью-Йорка» всё-таки куда больше об истории вообще, чем об истории чьих-то проблемных юношеских лет. Другое дело «Пляж»: занимательная вариация на грани фола на тему поисков себя, ради которых — в случае надежды на успешный результат — всё дозволено. 

Ни для ДиКаприо, ни для Дэнни Бойла «Пляж» не стал высшей точкой карьеры. Однако, обоим он помог безболезненно перейти в новое десятилетие: режиссёр превратился из контркультурщика в универсального мастера на все руки, а актёр — из «подающего надежды» в профессионала, ищущего «взрослых» проблемных ролей. 

кадр из фильма
кадр из фильма
По-хорошему, в этот список стоило бы включить все фильмы, в которых актёр сыграл у Мартина Скорсезе, и зарезервировать место для тех, в которых ещё сыграет. Однако, даже если себя ограничивать, никак нельзя обойти стороной величественный эпик о становлении Нью-Йорка, который ДиКаприо смог с достоинством вынести на своих крепких плечах, хотя и рисковал остаться незамеченным на фоне феноменального коллеги по площадке. 

Однако, если Билл-мясник Дей-Льюиса и остаётся самым броским героем фильма, его младший коллега и заклятый враг Амстердам — на деле не только главная, но и самая символическая фигура всей фрески. Стихийные силы вроде Мясника и даже Священника, отца Амстердама, занимают, в трактовке режиссёром истории своей родины, периферийную позицию. Монстры для Скорсезе — это аномалия, дикость, насколько страшная, настолько и нелепая, а условные «простые люди» вроде Амстердама и Дженни — тот необходимый цемент, каким скрепляются эпохи. 

кадр из фильма
кадр из фильма
По распространённому мнению, самый важный фильм, какой сделал Мартин Скорсезе за целое десятилетие. По крайней мере, из всех его длинных и при этом ужасно увлекательных творений двухтысячных годов «Отступники», возвращение к фирменному жанру криминальной драмы, легче всего берут зрителя в охапку. 

Находящийся в сердце «Отступников» дуэт существует по разные стороны закона и в разных мирах — единственно возможная прямая конфронтация между обоими героями оказывается ровно настолько трагикомической, насколько ей и положено быть. Обе стороны дуэта работают на общий замысел безупречно, и заслуга ДиКаприо, пожалуй, даже перевешивает труд, проделанный Дэймоном: этот истерзанный, но всё же, в десятом приближении, положительный герой — сердце этой холодной и жёсткой истории. 

кадр из фильма
кадр из фильма
Безнадёжная мелодраматическая история крушения надежд от Сэма Мендеса — не только противоядие от «Титаника», хотя это и лежит в самой сути замысла. Такой современный, но при этом такой старомодный фильм, посвященный давно ушедшим временам и инородным для современного зрителя системам отношений и ценностей, работает ещё и как стилизация под голливудскую мелодраму «золотого века», и стилистическое изящество здесь не менее важно, чем перипетии собственно анти-любовного сюжета. 

Мелодрама Мендеса — противовес мелодраме Кэмерона не только в смысле взгляда автора на последствия любви с первого взгляда (или тех чувств, которые люди за неё принимают). Если в «Титанике» те же ДиКаприо и Уинслет работали как винтики в общей массивной конструкции (технологически подкованный режиссёр, будь такая возможность в 1997-м, вполне мог задуматься, не нарисовать ли героев на компьютере). Здесь же актёры, играя не самых интересных или приятных людей, выдают две роли, за которыми, даже позабыв о сюжете, бесконечно интересно наблюдать. 

кадр из фильма
кадр из фильма
Герой «Дороги перемен» никак не был ангелом, но в тарантиновском «Джанго» ДиКаприо впервые получил шанс сыграть настоящего комиксового злодея. Именно с появлением на экране Кэлвина Кэнди рыхлый ритм «Джанго» оборачивается напористым галопом, и именно с этим персонажем сценарист и режиссёр проворачивает важный трюк: играется в «кино о страданиях рабов», при этом делая антигероя примерно столь же правдоподобным, что какой-нибудь Доктор Октопус. 

Даром что особых глубин в рабовладельце Кэнди не разглядеть, ДиКаприо получил возможность разгуляться: зачитать несколько пространных монологов и покрасоваться в дуэте со своим рабом-хозяином Стивеном — в общем, вволю покривляться. Это следует понимать как комплимент: однозначный, как бревно, вестерн-злодей почему-то вышел у актёра куда более интересным, чем сыгранный в том же году загадочный герой фицджеральдовского «великого американского романа». 

кадр из фильма
кадр из фильма
И снова Скорсезе — с фильмом, в котором ДиКаприо, как сгоряча хочется заявить, сыграл лучшую свою роль. Махинатор Белфорт, как и плантатор Кэнди, в пересказе не кажется человеком, за которым интересно наблюдать хотя бы минуту кряду; и настоящий Белфорт, и любой настоящий плантатор рабовладельческих времён, надо полагать, как раз из категории самых унылых людей во вселенной. Скорсезе удаётся невозможное: трёхчасовой гимн ничтожеству и убогости, доказательство любой вечной ценности от противного. 

«Волком» и режиссёр, и актёр заранее отчитались за целое новое десятилетие, в течение которого теперь могут спокойно почивать на лаврах. С другой стороны, то же можно было сгоряча сказать и о любом другом фильме дуэта; остаётся надеяться, что обоим по-прежнему интересно прыгать выше головы.

Поделиться