Несмотря на фантастичность культового сериала, страсти за его кулисами царили очень даже земные. Особо отличился Уильям Шатнер — исполнитель роли капитана Джеймса Т. Кирка. Он настоял на том, чтобы в титрах его имя было написано бо́льшим кеглем, чем имена актеров-коллег, носил обувь на высоком каблуке, чтобы казаться выше Леонарда Нимоя, а в его контракте было прописано, что у него в каждой серии будет больше реплик, чем у других актеров.
Сериал породил вселенную «Звездного пути» и стал эпохальным событием — в 2000 году он был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как шоу с наибольшим количеством спин-оффов и продолжений.
Бюджет каждого эпизода этого сериала составлял более миллиона долларов, что для телевидения 70-х годов было существенной суммой. Большая часть денег уходила на визуальные эффекты — это привело к тому, что многие сцены со спецэффектами повторялись в разных эпизодах.
Кстати, над созданием визуальных эффектов трудились та же команда и тот же концепт-дизайнер, что работали с Джорджем Лукасом над фильмом «Звездные войны: Эпизод IV — Новая надежда». Лукас даже усмотрел в сериале сходство со своей картиной и подал в суд на продюсеров «... Галактики», но его иск был отклонен.
Канадско-немецкий сериал Пола Донована, Лекса Гигероффа и Джеффри Хиршфилда о приключениях эксцентричных персонажей, оказавшихся на борту живого и разумного звездолета «Лексс», стал одним из странных и удивительных явлений в мире космических шоу. Один только экипаж корабля чего стоит: беглый преступник, по вине которого были уничтожены сотни миллиардов живых существ, неудавшаяся «раба любви» со сверхспособностями и генами ящерицы, растение, принявшее облик девушки, влюбленный робот...
Кроме того, сериал отличается необычным видеорядом и наличием любопытных концепций — например, представлением о цикличности времени. Словом, «Лексс» — такой же уникальный, как и сам живой звездолет, представитель жанра.
Дизайнер персонажей этого аниме-сериала Тосихиро Кавамото признавал, что самым сложным героем был Грен — обладатель андрогинной внешности. Изначально Грен был смоделирован по образу Брэда Питта, но Кавамото так и не смог изобразить «Брэда Питта с грудью».
«Ковбой Бибоп» входит в топ-50 самых популярных сериалов по версии пользователей IMDb. Популярность аниме привела к тому, что на стриминговом сервисе Netflix в 2018 году началась разработка его игрового ремейка.
Вся внутренняя часть «Серенити» (космического корабля класса «Светлячок») и часть экстерьера были построены в натуральную величину и почти полностью прилегали друг к другу. Этот макет так нравился актерам сериала, что в перерывах между съемками сцен они предпочитали отдыхать в салоне корабля, а не в своих трейлерах.
А за пределами съемочной площадки актеры регулярно собирались дома у создателя сериала Джосса Уидона и читали пьесы Уильяма Шекспира. Любовь Уидона к творчеству Великого барда и породила отсылки к шекспировским шедеврам: например, Ариэль и Миранда — не только планеты в сериале, но и имена персонажей пьесы «Буря».
Ремейк, созданный Рональдом Д. Муром, получил настолько высокие оценки критики, что ООН провела специальный симпозиум (беспрецедентный случай!), на котором обсуждались темы расы, пола, сексуальности, религии и терроризма в сериале, а также их связь с современностью.
Популярность шоу послужила стартовой площадкой для создания еще двух проектов в той же вселенной: сериала «Каприка» (действие происходит за 58 лет до событий «...Галактики») и веб-сериала (позже его выпустили в формате полнометражного телефильма) «Кровь и Хром» (события разворачиваются через десять лет после начала первой сайлонской войны).
Один из лучших космических сериалов современности известен своими многочисленными культурными и историческими отсылками. Первый сезон основан на произведении «Левиафан просыпается» Джеймса Кори — первом томе серии книг «Пространство». Кстати, Джеймс Кори — псевдоним, за которым скрываются сразу два автора: Дэниэл Абрахам, известный своими фэнтези-романами, и Тай Фрэнк — ассистент Джорджа Р. Р. Мартина, создателя цикла «Песнь льда и пламени», по которому сняли «Игру престолов».
Станция «Тихо» отсылает к имени датского астронома XVI века Тихо Браге. Что же касается названия корабля, «Росинант», то точно так же звали коня Дон Кихота. К роману Сервантеса отсылают и названия эпизодов «Дульсинея» и «Ветряные мельницы».
Эта космоопера основана на одноименном комиксе, выпущенным издательством Dark Horse. Примечательно, что именно авторы комикса, Джозеф Маллоззи и Пол Мулли, впоследствии стали шоураннерами сериала.
Как признавался Маллоззи, в работе он вдохновлялся такими фильмами, как «Грязная дюжина» и «Семь самураев», а также сериалом «Звездные врата». Что до названия планеты Арракис Садр, на которой находилась одна из операционных баз Проционского восстания, то оно отсылает к планете Арракис из научно-фантастических цикла Фрэнка Герберта «Дюна».
Одной из отличительных особенностей сериала Мишель Ловретты стали названия эпизодов — они созвучны с названием известных фильмов. Например, эпизод «Датч и настоящая девушка» отсылает к картине «Ларс и настоящая девушка», а в «Знакомстве с родителями» угадывается одноименная комедия с Беном Стиллером и Робертом Де Ниро.
Сериал, на который изначально никто не возлагал особых надежд, продержался в эфире целых пять сезонов благодаря не только отличному экшену, но и юмору.
Создатель сериала Бо Уиллимон (автор нашумевшего «Карточного домика») так заинтересовал своей идеей Наташу МакЭлхоун, что она покинула политический триллер «Последний кандидат», в котором снималась в тот момент, чтобы сыграть главную женскую роль в «Первых».
Что же до Шона Пенна, то он ни разу за всю свою многолетнюю карьеру не играл в сериалах главные роли, обычно ограничиваясь гостевым участием, и «Первые» стали его дебютом в этом отношении. А ракеты, показанные в сериале, были предоставлены специально для съемок Канадской ассоциацией ракетостроения.
Первая же попытка снять игровой сериал во вселенной «Звездных войн» оказалась ошеломляюще успешной. Зрители с первого взгляда влюбились в Малыша Йоду (во втором сезоне выяснилось, что героя зовут Грогу), а критики отдали должное верности шоураннера Джона Фавро эстетике классической трилогии «ЗВ».
Особенно выгодно шоу смотрится на фоне не слишком удачного финала третьей трилогии «ЗВ», к которому и критики, и фанаты звездной саги предъявляли немало претензий. Сейчас идет работа над сценарием третьего сезона «Мандалорца», а еще его создатели уже разрабатывают многосерийный спин-офф, главным героем которого стал Боба Фетт.