Рецензия на фильм Райана Джонсона «Звездные Войны: Последние джедаи»

Алексей Филиппов – об очередной главе франшизы «Звездные войны», которой повезло с режиссером и сценаристом Райаном Джонсоном. 

Восьмой эпизод «Звездных войн» доверили Райану Джонсону — и эта новость очень грела душу поклонникам независимого режиссера, богатого на выдумку. В конце концов, его карьера началась с «Кирпича» — фильма про школу, куда Джонсон умело интегрировал тропы нуаров. Не было вокруг «Последних джедаев» ни тревожных слухов про экстренные досъемки, ни видимых конфликтов режиссера со студией — даже напротив: Disney всё так понравилось, что Джонсону тут же вручили еще какую-то трилогию. Результат не то чтобы превзошел все ожидания, но эпизодами оправдал союз выдумщика с большой студией.

«Последние джедаи» начинаются примерно там, где кончилось «Пробуждение силы». Рэй (Дейзи Ридли) пытается нарушить благородное отшельничество Люка Скайуокера (Марк Хэмилл), караулит у его хижины, ходит по пятам, терпеливо ждет, пока отошедший от дел мастер соблаговолит поучаствовать в делах галактической важности. Ну или даст совет. Первый орден тем временем загнал Сопротивление в угол: выследили последний оплот повстанцев, разбомбили планету. Те сбежали через гиперпространство, но вооруженный новейшими технологиями враг их снова выследил и настиг. Остается либо дожидаться смерти, либо вписаться в авантюру: тайком от Леи Органы (последняя роль Кэрри Фишер) планируется спасательная операция. Разжалованный до капитана По Дамерон (Оскар Айзек) отправляет Финна (Джон Бойега) и механика Розу (Келли Мари Трэн) на соседнюю планету в поисках высококлассного взломщика, который сможет на несколько минут отключить злосчастную технологию. Кайло Рен (Адам Драйвер) продолжает сомневаться, стыдиться минутной слабости, злиться на всех вокруг, а потом и вовсе обнаруживает недюжинную связь с Рэй. Всё, впрочем, закончится схваткой на местной версии планеты Хот, когда эти запутанные сюжетные линии сойдутся.

Как и «Пробуждение силы», фильм Джонсона — во многом новая аранжировка знакомого сюжета, но пересечения с «Империя наносит ответный удар» подаются не столь в лоб, более того — можно сфокусироваться на многочисленных переменах. «Последние джедаи» вносят в кристально ясный мир Звездных войн смуту, добавляют оттенки. Тут есть мятущиеся плохие, напрасно самонадеянные герои (горячая голова По Дамерон), унылые функционеры на службе добра (небольшая роль Лоры Дерн), трусливые и переоцененные иконы (походя Джонсон развенчивает образ Люка). Главное достижение «Джедаев» — отказ от возвеличивания участников галактической заварушки и легчайшее покушение на риторику «свои — хорошие, чужие — плохие». Для Силы не существует регалий и сторон — каждый должен сыграть свою роль, каждый может ошибиться, вселенная едина и сложна.

Многообразие мира Райан Джонсон показывает с особой любовью — часть немаленького хронометража в 160 минут отдана на откуп разной живности: в кадре часто мелькают уже разрекламированные порги, а также ледяные лисицы, исполинские скакуны с планеты торговцев оружием и многие другие. Местами «Последние джедаи» напоминают «Гарри Поттера» и его спин-офф «Фантастические твари» — даже фигурирует летающая метла и «волшебное зеркало». Привнес Джонсон и обязательный для сегодняшних блокбастеров юмор — пока, правда, фильм претендует на звание смешного лишь в рамках этой очень серьезной франшизы.

Отделаться от давящего наследия классической трилогии не удается и на уровне киноязыка. Лучшие сцены «Джедаев» не просто те, аналогов которых не было у Лукаса, но еще и снятые в не совсем типичной для франшизы манере. Большая часть новых решений пришлась на арку Рэй, но досталось свежести и эффектному ледовому побоищу под занавес ленты. Остальное время актерам приходится делать вид, что на дворе все еще 70-е, хмурить лбы, многозначительно чего-то ждать и вести себя умеренно героически. Поступь нового времени тем не менее ощущается: пока новоприбывшие персонажи готовятся переустраивать вселенную, Джонсон обновляет визуальное повествование, во всем подчеркивая контраст старого и нового. Забронзовевшие легенды и молодая шпана. Блеск свежих технологий Первого ордена и дышащие на ладан техника Сопротивления. Темная и Светлая сторона, но вместе с тем — единство этих понятий внутри Силы. В следующем эпизоде, вероятно, перемен будет еще больше.

«Последним джедаям», безусловно, повезло с режиссером и сценаристом: Джонсон, влюбленный в мир Star Wars, старается показать его во всем многообразии, грамотно использовать обилие своенравных персонажей, обновить вселенную не только внешне, но и внутренне. Большинство его действий продиктовано пониманием лукасовских законов, но происходящему не хватает хорошей легкомысленности, как фантазии Джонсона явно не хватает свободы. «Диснеевские» «Звездные войны», несмотря на занятные концепты, остаются не столько увлекательным путешествием, сколько парком аттракционов по их мотивам, где в ларьке на выходе можно купить плющевого порга, в музыкальном автомате — послушать классическую композицию. Эту эволюцию интересно наблюдать, но до конца включиться проблематично — за три часа слишком много всего объясняют и показывают из того, что в центральной идее имеет опосредованное отношение. Мир меняется, мир становится сложнее — эту мысль на разные лады, впрочем, можно повторять и повторять, но в какой-то момент собеседник просто заснет.

Поделиться