Достояние Венеции

Достояние Венеции

«Ana Arabia»

Израиль-Франция, реж. Амос Гитай
кадр из фильма
кадр из фильма
Плодовитый израильский режиссёр Амос Гитай, с конца девяностых до середины нулевых по очереди возивший свои фильмы в Канны и Венецию, представит на Биеннале свою новую работу — о забытом богом и политиками анклаве между Яффой и Бат-Ямом, где живут евреи и арабы. Однажды к их ветхим лачугам приедет молодая журналистка и, осмотревшись и познакомившись с местными, поймёт, что нашла идеальное место с самым уникальным человеческим материалом, чей темп жизни и мировоззрение резко отличаются от мира вокруг. Главный трюк Гитая в его новой работе — то, что все 85 минут хронометража сняты одним дублем, без единой монтажной склейки.

«Дитя Бога»

США, реж. Джеймс Франко
кадр из фильма
кадр из фильма
Джеймс Франко в этом году не пропускает центральные мировые кинофорумы: в Берлине он перепридумывал вырезанные из «Разыскивающего» скандальные сцены, в Канны привёз экранизацию Фолкнера, получившую очень хорошую прессу, Венеции достался Кормак МакКарти. «Дитя Бога» — экранизация давнего, 1973 года, романа автора «Дороги» и «Старикам тут не место». Главный герой — убийца, изгой и социофоб Лестер Баллард — сбегает от цивилизации, погружаясь практически в первобытное существование, отягощённое шлейфом жертв и некрофилии. Режиссёр, безусловно, хитрит, когда говорит, что его неуклюжий герой даже слегка забавный. Мол, он лишь отчасти герой из «Избавления», другая сторона его натуры — чарличаплиновский недотёпа. Упругая и лаконичная проза Кормака МакКарти ещё не подводила ни одного режиссёра. Этот тур по главным кинофестивалям, в конечном итоге, может оказаться какой-то придуманной арт-диверсией, смысл которой Франко, вооружившись своей уставшей ухмылкой, никому не расскажет.

«Жена офицера полиции»

Германия, реж. Филип Грёнинг
кадр из фильма
кадр из фильма
Провинциальная история. На первый взгляд, идеальная молодая семья — он, она и ребёнок. Уютный квартирный быт в маленьком городке. Отец работает в местной полиции, мать без остатка отдаёт себя любимому чаду. Вместе проводят наполненные счастьем выходные. Но за безупречным фасадом — насилие и боль. Женщине всё сложнее отдавать дочери любовь и ласку. Немец Грёнинг впервые выезжает на фестиваль первого ряда, до этого были спецприз на Санденсе (за «Великое молчание») и «Бронзовый Ягуар» за «Террористов!» в Локарно.

«Неустрашимый»

Италия, реж. Джанни Амелио
кадр из фильма
кадр из фильма
Обладатель «Золотого льва» за фильм «Сицилийцы» возвращается в Венецию с социальной комедией — национальный итальянский промысел — о профессиональном подменщике. Новые экономические реалии диктуют новые ремесла: никакой специальной подготовки — только физическое присутствие вместо отлучившегося на несколько часов. Также в сюжете присутствуют: его сын, божественно играющий на саксофоне и счастливый от осознания собственной творческой натуры, и скрытная Люсия, маскирующая свою тайную страсть за ординарным желанием преуспеть. В Венеции Амелио очень ценят: постоянно зовут в конкурс и, что ни маловажно, всегда награждают какими-то призами.

«Ревность»

Франция, реж. Филлип Гаррель
кадр из фильма
кадр из фильма
Новый фильм «тайного ребёнка французского кинематографа» Гарреля. Четвёртый подряд с сыном Луи, который в четвёртый раз подряд пытается — с разной степенью успешности — покончить жизнь самоубийством. Причина всё та же — женщина. Вводные данные этой трагической лав-стори таковы: бедный театральный актёр, его бывшая пассия, которая родила ему дочь, его новая пассия-актриса, которую он отчаянно и безрезультатно пытается вытянуть к славе, и его сестра, единственная, кто будет любить его и всегда поддерживать. Справедливости ради скажем, что на предыдущем фильме Гарреля-старшего «То лето страсти» в Венеции зритель откровенно зевал, как, впрочем, и на «Границе рассвета» за три года до этого в Каннах. Но, как и любую национальную реликвию, пусть даже самую скучную, игнорировать её в культурном контексте некорректно и политически близоруко.

«Бродячие псы»

Тайвань-Франция, реж. Цай Мин-Лянь
кадр из фильма
кадр из фильма
Молчавший четыре года Цай (последняя его работа «Лица» досталась Каннскому фестивалю) отвечает в Венеции за азиатский вектор фестиваля, очевидным образом заглохший, когда власть на Биеннале вернулась от Марко Мюллера к Альберто Барбере. Здесь Цай Мин-Лянь дважды удостаивался приза ФИПРЕССИ («Да здравствует любовь», «Прощай "Прибежище дракона"») и приедет в Италию в ранге если не мэтра, то очень крепкого фестивального бойца и заочного фаворита. Лет десять назад он входил в обойму самых актуальных режиссёров современности, но явно притормозил. Его новый фильм — про семью тайбэйских нищих (папа, сын и дочь) и женщину, которая появляется в их жизни в день рождения отца.

«Джо»

США, реж. Дэвид Гордон Грин
кадр из фильма
кадр из фильма
Дэвид Гордон Грин, снявший десять лет назад самое лучшее в мире лирическое инди «Все настоящие девушки» и жутко недооцененное «Подводное течение», позже, как насморк, где-то подхватил вирус нахрапистой фарсоподобной комедии, одолевавший его ни много ни мало четыре года и вылившийся в аж три подряд комедии — «Ананасовый экспресс: Сижу, курю», «Храбрые перцем» и «Нянь» — и один сериал, правда, хороший — «На дне». Первой весточкой стало желание режиссёра сделать римейк «Суспирии» Дарио Ардженто. Проект пока в заморозке, но в 2013 году Грин уже отчитался «Повелителем лавин», получившим «Серебряного медведя» за режиссуру на Берлинском кинофестивале, и представит в Венеции экранизацию книги Ларри Брауна «Джо» с Николасом Кейджом и юным Таем Шериданом, участником «Древа жизни» и полноценной звездой «Мада». Сюжет и нарратив исходника — в традиции «южной» американской прозы. Дружба 15-летнего юноши и «человека с прошлым» по имени Джо, ранее промышлявшего мошенничеством. Для подростка, старшего сына в бездомной семье отца-алкоголика, его новый знакомый — ролевая модель и объект для подражания.

«Ветер крепчает»

Япония, реж. Хаяо Миядзаки
кадр из фильма
кадр из фильма
Новый Миядзаки. Здесь, по-хорошему, надо ставить точку и терпеливо ждать личного доступа к фильму, который пока есть лишь у соотечественников режиссёра. Главный герой — историческая личность: Дзиро Хорикоси, который в детстве мечтал о небе и профессии лётчика, а когда вырос, стал главным японским авиаконструктором. На родине лента вышла в прокат 20 июля и уже заработала более $70 млн, хотя и стала поводом для критики Миядзаки со стороны местных политиков. В Венеции состоится европейская премьера мультфильма.

«Мисс Насилие»

Греция, реж. Александрос Авранас
кадр из фильма
кадр из фильма
11-летняя девочка в день своего рождения с улыбкой на лице шагает вниз со своего балкона. Полиция и социальные службы пытаются докопаться до мотивов самоубийства, а семья настаивает на версии о несчастном случае и не намерена долго горевать, желая перевернуть трагическую страничку. Заочно причисленная к «новой греческой волне» (в принципе, туда попадает весь фестивальный киноэкспорт Греции), «Мисс Насилие» видится эдаким теневым фаворитом. «Новых» греков в Венеции уважают и много сделали, чтобы усилия нескольких кинематографистов оформить в маленькое, но очень гордое течение. Йоргос Лантимос получал тут приз за сценарий «Альп», а «Аттенберг» Афины Рахель Цангари удостоился сразу двух наград.

«Ночные движения»

США, реж. Келли Райхардт
кадр из фильма
кадр из фильма
Три «зелёных» идеалиста-экстремиста — экс-пехотинец, девочка из высшего общества и их вдохновенный лидер — намерены взорвать дамбу ГЭС в знак протеста против презренной индустриальной культуры, завязанной на чрезмерном электропотреблении и пожирании природных ресурсов. «Ночные движения» в любом случае придётся брать на карандаш — хотя бы потому, что пока у Келли Райхардт каждый следующий полный метр лучше предыдущего. После премьеры в Венеции три года назад антивестерна «Обход Мика» Райхардт, кажется, попала — абсолютно справедливо — в пул любимцев кинофестиваля.

«Парклэнд»

США, реж. Питер Ландесман
кадр из фильма
кадр из фильма
Реставрация событий 22 ноября 1963 года, когда в Далласе, штат Техас, был убит президент США Джон Ф. Кеннеди. В сюжете есть все основные действующие лица того дня: медперсонал госпиталя, куда доставили ещё живого президента, Секретная служба, ФБР, охрана президента, местные копы, родня Ли Харви Освальда и, конечно, Абрахам Запрудер, зафиксировавший на 8-миллиметровую плёнку проезд и выстрелы. Первая профессия режиссёра-дебютанта Ландесмана (журналист, одну из его статей превратили в фильм «Рабство») позволяет надеяться, что фильм будет не только слепком эпохи, но и в какой-то мере ещё одним кинорасследованием убийства JFK. Осенняя американская премьера и актёрский состав, где есть Пол Джаматти, Билли Боб Торнтон, Джеки Уивер, Марша Гей Харден и Зак Эфрон, прозрачно намекают на участие в гонке за «Оскарами», которая наберёт обороты к концу календарного года.

«Филомена»

Великобритания, реж. Стивен Фрирз
кадр из фильма
кадр из фильма
Уставший от профессии политический журналист Мартин Сикссмит (фильм — экранизация его книги) и ирландка Филомена Ли отправляются в США на поиски её ребёнка, с которым она была разлучена практически сразу после рождения. Дело было в 1952 году. Беременную девушку определили в женский монастырь как «падшую», а когда ребёнок появился на свет, отдали на усыновление в Америку. Филомена пятьдесят лет безуспешно искала его следы, но с Сикссмитом дело сдвинулось с мёртвой точки. В Венеции последние годы внимательно следят за карьерой английского режиссёра-ветерана, безошибочно затаскивая к себе в конкурс лучшие его фильмы, снятые в нулевые, — «Королеву» и «Грязные прелести».

«Священная кольцевая»

Италия, реж. Джанфранко Роси
кадр из фильма
кадр из фильма
Один их двух «нон-фикшнов» в конкурсе. Известный режиссёр-документалист Роси, чьи две последние работы уже получали здесь призы, садится в свой минивэн и посвящает два года жизни хроникам римской кольцевой дороги Grande Raccordo Anulare. Орнамент получается предельно далёкий от всем известных туристических красот вечного города и складывается из случайных встреч и метких наблюдений. Чётко обозначенный социальный аспект, внимание в этом году к документалистике и принадлежность к родной киношколе могут завести Роси очень высоко.

«Крыша»

Алжир-Франция, реж. Мерзак Аллуаш
кадр из фильма
кадр из фильма
Пять едва связанных между собой историй, разворачивающихся в пределах одного жилого массива, практически на одной и той же крыше в течение дня. Одного мужчину пытают, потому что он отказывается подписать какую-то бумагу. Другого держат в клетке члены его семьи, и только племянница втайне от остальных навещает дядю. Бывший полицейский расследует исчезновение хозяина здания, пропавшего после того, как попытался в очередной раз выселить незаконно проживающую здесь женщину. На крыше репетируют молодые музыканты, пока на соседней террасе разыгрывается трагедия. А группа телевизионщиков оказывается в неподходящее время в неподходящем месте. Автор этой конструкции — алжирский ветеран Мерзак Аллуаш, получавший призы на ММКФ («Застенчивый Омар») и в Каннах («Баб эль-Уэд сити»).

«Том на ферме»

Канада-Франция, реж. Ксавье Долан
кадр из фильма
кадр из фильма
Первый фильм взрослеющего вундеркинда из Канады, премьера которого состоится не в Каннах, и первый, имеющий вполне себе определённый жанровый статус триллера. Молодой работник рекламной компании приезжает на похороны возлюбленного в его родную деревню. Здесь он понимает, что никто из родных, кроме брата, не посвящён в личную жизнь покойного. Тот же настаивает, чтобы всё осталось как есть. Герою приходится принять условия игры. Долан — режиссёр, открытый Каннским кинофестивалем, и его переезд к конкурентам — одна из главных неожиданностей Биеннале-2013. Мотивы поступка — на поверхности. В Каннах Долана три раза из трёх не пускали в основную программу, а здесь предоставили место в конкурсе с первого раза.

«Тропы»

Австралия, реж. Джон Кёрран
кадр из фильма
кадр из фильма
В 1977 году писательница и антрополог Робин Дэвидсон прошла 1700 миль по австралийской пустыне к берегу Индийского океана в компании собаки, четырёх верблюдов и фотографа National Geographic, документировавшего эту экспедицию. Потом отважная женщина написала об этом книгу, а режиссёр-середняк Джон Кёрран («Стоун», «Разрисованная вуаль») её экранизировал, взяв на главные роли австралийку Мию Васиковски и самого яркого мужчину в «Девушках» Адама Драйвера, кажется, впервые играющего большую роль в большом во всех смыслах кино.

«Побудь в моей шкуре»

Великобритания, ред. Джонатан Глейзер
кадр из фильма
кадр из фильма
Блистательный клипмейкер и режиссёр «Сексуальной твари» и «Рождения» Джонатан Глейзер возвращается в большое кино с экранизацией романа Мишеля Фейбера — научной фантастики из шотландской глуши про женщину, подбирающую мужчин-автостопщиков — только мужчин — и вкалывающую им какую-то инъекцию. Женщина окажется инопланетянкой (это не спойлер), а человеческий материал нужен для консервов, которые её собратья делают тут же, на неприметной ферме. Глейзер не собирается загонять свою работу в рамки сай-фая, заявляя «Побудь в моей шкуре» вполне себе реалистичным роуд-муви, где научно-фантастический элемент, скорее, деталь конструкции. Впрочем, и Фейбера на одну полку с Гарри Гаррисоном не поставишь. Ничего интереснее по материалу Скарлетт Йоханссон точно не играла последние лет пять, а может и десять.

«Неизвестный известный»

США, реж. Эррол Моррис
кадр из фильма
кадр из фильма
Классик кинодокументалистики Эррол Моррис везёт в Венецию фильм про Дональда Рамсфелда, американского политика-республиканца, министра обороны США в администрациях Джеральда Форда и Джорджа Буша-младшего и одного из главных идеологов войн в Ираке и Афганистане, известного позицией, что «мир может быть достигнут только военной мощью». При том что Рамсфелд почти полвека находится в эпицентре американской и мировой политики, Моррис настаивает, что никто не знает, каков он на самом деле, даже он сам.

«Via Castellana Bandiera»

Италия-Швейцария-Франция, реж. Эмма Данте
кадр из фильма
кадр из фильма
Третий итальянский фильм в конкурсе. Кинодебют одного из самых известных и радикальных театральных режиссёров Италии Эммы Данте. Камерная история о женщинах, сидящих в своих авто в узком переулке, вынесенном в название фильма, и не желающих уступать друг другу дорогу. Банальная стычка заблудившихся на улочках Палермо подруг (одну из них играет сама Данте) и пожилой Самиры перерастает в изнурительную молчаливую дуэль, объяснить которую проще всего упрямством.

«Теорема Зеро»

Великобритания-США, реж. Терри Гиллиам
кадр из фильма
кадр из фильма
Кристоф Вальц
в образе эксцентричного компьютерного гения-затворника, живущего в сгоревшей церкви. Замученный экзистенциальным страхом учёный бьётся над таинственным проектом, цель которого — обнаружить смысл бытия или его отсутствие. Надо лишь разобраться с математической формулой «Теорема Зеро». Сам Гиллиам как-то сказал, что хоть герой Вальца и имеет дело с компьютерными технологиями, большую часть экранного времени он лишь сидит в своей обители и ждёт телефонного звонка, который, он надеется, придаст смысл всей его жизни.