«Красивый мальчик»
Мелодрама по реальным событиям на тему «сын-наркоман – горе в семье среднего класса».
Сан-Франциско, наши дни. Журналист Дэвид Шефф (привычно стоический Стив Карелл) берет интервью у эксперта по метамфетаминам, поясняя, что имеет личный интерес в беседе – его сын Ник (Тимоти Шаламе) довольно крепко пристрастился к ним. Затем следует череда событий в последовательности «употребил-рехаб-рецидив-повтор», изложенных при помощи переплетающихся флэшбэков.
Надо отдать должное бельгийскому режиссеру Феликсу ван Гронингену, что в своем англоязычном дебюте он не стал увиливать от однообразной природы наркозависимости – к тому же в оригинале лежат реальные мемуары отца и сына. Так как картина имеет назидательный характер и завершается титром о том, что наркотики – наиболее частая причина смерти американцев моложе 50 лет, почти все моменты, связанные с диким весельем и кайфом из фильма убраны (за исключением сцены секса в душе, это святое). «Красивый мальчик» концентрируется на опустошении и боли, а также на отношениях отца и сына, которые стремительно разъедаются веществами. В вину фильму можно вменить то, что Ван Гронинген, возможно, подошел с излишним вкусом к демонстрации деградации – что проявляется в красивых пейзажах и утонченном саундтреке, где Nirvana соседствует с Гурецким. Однако надо отметить, что это (а также отсутствие каких-либо намеков на ужасы улицы) не противоречит истории, в которой сын высокопрофильного журналиста на выданные папой карманные деньги отправляется по спирали, устремленной вниз – и затем оба издают мемуары-бестселлеры с рассказами об этом, которые позже еще и экранизируются.
Илья Миллер
«Море соблазна»
Ни Мэтью Макконахи в главной роли, ни секретный сюжетный трюк не спасают картину от скуки, сравнимой с наблюдением тропического заката по экрану телевизора.
Бейкер Дилл (Макконахи) – блистательный неудачник, живущий на одном из Карибских островов. Тропический градус заповедности полностью совпадает с желанием главного героя забыть все воспоминания о большой жизни: сейчас Бейкера может возбудить только одно – его личный моби дик – огромный тунец размером с катер. Привычный мирок Бейкера, где натянутая леска заменяет нервы, начинает рушится когда появляется его бывшая (Хэтэуэй) с предложением – ни много ни мало – укокошить ее теперешнего мужа (Кларк). И знойное безделье приобретает флер нуарного мрака. Впрочем, режиссер заготовил еще один сюжетный трюк, раскрывать который никак нельзя, поскольку именно за счет него, по замыслу автора, картина и должна выстрелить…
Выстрел оказывается не то чтобы холостым, но явно куда-то мимо. Интереснее самого сюжета представляется фигура исполнителя главной роли Мэтью Макконахи, неожиданно вернувшегося к образу пляжного разгильдяя («Золото для дураков», «Серфер»). (Любопытно, кстати, и то, что предстоящий фильм Хармони Корина «Пляжный бездельник», похоже, будет эксплуатировать тот же образ актера.) Очевидно, что режиссер «Моря соблазна» Стивен Найт, снявший что-то типа «Шоу Трумана» на полставки, явно не улучшил фильмографию выдающегося актера.
И тем не менее в «Море соблазна» есть на что посмотреть. А именно на Дайан Лэйн и постельную сцену с ее участием. Не сказать, что сцена эта какая-то особо откровенная, но поражает то, насколько молодо и свежо выглядит эта актриса, которая уже который раз, играя сильно второстепенные роли, по энергии внутренней юности переигрывает на несколько корпусов блестящих старлеток.
Денис Крюков
«Холмс & Ватсон»
Конан-Дойль капут!
Шутки про онанизм и Дональда Трампа. Лактирующий доктор Ватсон. Кокаин вместо завтрака. Миссис Хадсон, занимающаяся групповухой с Гарри Гудини. Марком Твеном и Альбертом Эйнштейном. «Титаник». От просмотра «Холмса и Ватсона» возникает полное ощущение, что его снимал второклассник (которому добрые люди объяснили, что такое кокаин, онанизм и групповуха). Засмеяться здесь получится только над самим собой, что смотришь это – например, пятиминутную сцену блевания в ведро в морге.
На «Холмсе & Ватсоне» придется тяжело даже любителям самых тупых приколов. Я даже не уверен, что был какой-то сценарий, все происходящее на экране больше походит на натужную импровизацию. При том, что вряд ли какой-то еще литературный дуэт подходит больше для самой кретинской комедии, чем тандем сыщиков с Бейкер-стрит, которых продолжают вытаскивать на экран с завидной цикличностью (фильмы с Робертом Дауни-младшим и сериал с Бенедиктом Камбербэтчем гремели относительно недавно).
Уилл Феррелл и Джон К. Райли, другой дуэт, воссоединившийся на экране впервые за десять лет, на самом деле асы юмора – их «Сводные братья» были и останутся шедевром современной комедии (снимал их, правда, Адам МакКей, который перешел теперь на политические докудрамы). Даже если с ними приключилось помутнение разума, сложно поверить, что такие блестящие британские комики, как Стив Куган, Хью Лори и Роб Брайдон, задействованные на вторых ролях, не попробовали немного вразумить звездный американский дуэт, деликатно намекнув, что шутки тухловатые, мягко говоря (конечно, уже после поступления гонораров на счет). Остается дедуктивным методом предположить, что, снимая этот соскоб, Феррелл и Райли ставили себе более амбициозные цели – ни много ни мало уничтожить первоисточник. Снять настолько паршивое кино, чтобы длительный период времени (скажем, года два) никто даже и не думал бы браться экранизировать сочинения Конан-Дойля. Дело раскрыто. Элементарно.
Илья Миллер
«Астрал: Новое измерение»
Мистический хоррор (никакого отношения к франшизе Джеймса Вана не имеющий), в котором ничего не происходит.
Студент Алекс (Фрэнк Диллэйн) пытается прорваться в потусторонний мир, надеясь встретить там свою мать, которая покончила с собой, когда он был еще ребенком. Само собой, эксперименты со сном и астралом до добра не доводят.
Свою дебютную картину британец Крис Мул снимал явно под впечатлением от Гойи и Фюссли: в результате «Астрал» примерно так же динамичен, как воскресный, от нечего делать, визит в картинную галерею. Что-то более или менее любопытное в этом чемпионе среди слоубернеров начинает происходить примерно к 50-й минуте, однако история, поначалу вяло имитирующая «Коматозников» (академическая среда, группа студентов, псевдонаучный треп), вдруг выруливает на проторенную в незапамятные времена дорожку дремучей демонологии — с рогатой нечистью, столоверчением и набором для экзорциста-чайника. Разумеется, все происходящее — метафора взросления подростка с печально свисающими патлами, но уж слишком велик риск не досмотреть это иносказание до конца, закимарив и увидев во сне что-нибудь покруче развязки «Астрала».
Дмитрий Молчанов
«Бабушка легкого поведения 2. Престарелые мстители»
Вторая часть картины двухгодичной давности с Александром Реввой в главной роли продолжает аккордно сыпать шутками, не разделяя их на хорошие и плохие.
Одиозный среди интеллигентной публики режиссер Марюс Вайсберг без промаха вытряхивает карманы у всех остальных. Начиная с картины «Гитлер капут!», ситуация нисколько не меняется: критики честят Вайсберга и компанию отменными эпитетами, а зрители самозабвенно ухахатываются в полных залах. Так происходило и с первой частью «Бабушки легкого поведения», так, уверен, произойдет и со второй.
Пересказывать сюжет в случае с произведениями Вайсберга – дело совершенно необязательное. Не в сюжете дело. Обозначу его одним предложением: артисты отечественной эстрады в карнавальном режиме разыгрывают что-то типа фильма «Как украсть небоскреб». Не обойдется, конечно, без переодеваний, манипуляций большими сумами и шутками ниже пояса.
В целом вся «Бабушка» – это просто набор шуток. Вся штука в том, что Вайсберг их мечет с частотой скорострельного пулемета. И даже если вы трижды высоколобый зануда, раз в пять минут вы все равно засмеетесь. И в этом плане это хорошая режиссерская работа. Другой вопрос: можно ли «Бабушку» назвать кино? Но если честно, у меня он возникает и при просмотре многих российских (и не только) артхаусных лент. А тут хотя бы похихикать можно.
Денис Крюков
«Точка возврата»
Унылая «бэшка» с Сильвестром Сталлоне вместо Брюса Уиллиса.
Ограбив банк, Макдональд (Мэттью Модайн) успел припрятать большую часть денег до того, как ввязался в перестрелку с опасными людьми, в результате чего лишился памяти. Несмотря на амнезию, Мак загремел в тюрьму, а спустя семь лет грабителю устроили побег, чтобы с помощью экспериментального препарата вернуть ему память и выяснить, где он спрятал свои миллионы, которые за это время никто так и не нашел.
Больше всего «Точка возврата» похожа на эпизод вялотекущего дешевого канадского процедурала — откуда-нибудь из середины, скажем, пятого сезона: все персонажи хорошо знакомы, с их бэкграундом все давным-давно ясно, остается лишь наблюдать, как крутой полицейский детектив Сайкс в исполнении Сильвестра Сталлоне расщелкает дело. Вот только никакого Сайкса мы знать не знали до «Точки возврата», и знакомить нас с ним авторы фильма не считают нужным. История, будто бы вырванная из контекста, повисает в воздухе, и в этом могла бы заключаться ее изюминка, не будь «Точка возврата» снята Брайаном А. Миллером — опытным бракоделом, регулярно помогающим Брюсу Уиллисудержаться на плаву (что многие ошибочно принимают за закат карьеры). Увы, это не огненная «бэшка» от нового Уве Болла, а рутинная отработка контракта. В этот раз вместо Уиллиса — Сталлоне (у Слая, видимо, тоже накопились мелкие счета), но на общую картину это не влияет: «Точка возврата» — не кино, а часть бизнес-плана по спасению звезд 80-х от кредиторов. Правда, похоже, никто не посвятил в этот унылый расклад Мэттью Модайна — на то, как честно артист отдувается тут за всех вместе взятых коллег, временами больно смотреть.
Дмитрий Молчанов