Фантастическая лента Федора Бондарчука «Притяжение» — главная российская премьера не только недели, но и месяца (а то и целого квартала). Это фильм, сюжет которого до последнего держали в секрете, при этом продолжая дразнить аудиторию напичканными спецэффектами трейлерами. Это всего лишь четвертая картина за всю историю российского кино, снятая в формате IMAX (первой была военная драма того же Бондарчука «Сталинград»). Наконец, это лента, масштабная рекламная кампания которой привлекла внимание даже тех, кто начисто лишен интереса к историям об НЛО и пришельцах. Понятно, что у значительной части зрителей отношение к «Притяжению» сложилось еще до премьеры: кто-то прогнозировал, что фильм станет очередным провалом российских кинематографистов, кто-то, напротив, пребывал в уверенности, что отечественная фантастика, наконец, догонит Голливуд.
Москва взбудоражена: в небе над столицей можно наблюдать метеоритный дождь редкой интенсивности. Люди стекаются в район Чертаново, откуда необычное явление видно лучше всего. Прямо в разгар звездопада буквально на головы наблюдателей из космоса валится неопознанный сферический объект, по пути срубая крыши с нескольких жилых домов. Чертановская старшеклассница (Ирина Старшенбаум) и ее бойфренд (Александр Петров) — в числе пострадавших, но выживших. Молодые люди надеются, что худшее уже позади, однако оба оказываются втянутыми в разборки с представителями внеземной цивилизации.
Дать однозначную оценку «Притяжению» не так-то просто. Очень хочется сказать, что на этот раз все получилось, тем более, в техническом смысле так и есть. Графика добротная, 3D-эффекты заметные, но не избыточные. Старшенбаум вполне хватает энергии на то, чтобы тащить на себе практически весь фильм (правда, 24-летняя актриса выглядит несколько старше, чем ее киношные одноклассники, даже сыгранные ровесниками; но это так, придирка). Более того, чувствуется азарт Бондарчука, его увлечение излагаемой историей. Режиссерский задор — штука заразная, однако перед заинтересовавшимся зрителем вдруг оказывается неожиданный враг: сценарий картины.
Ругать Андрея Золотарева и Олега Маловичко (сценаристов, до «Притяжения» вместе работавших над «Призраком») за логические сбои и нестыковки глупо: в конце концов, от современных фантастических блокбастеров никто не ждет последовательности. Требовать объяснить мотивацию персонажей тоже бессмысленно: авторы открытым тестом говорят, что земляне — игрушки в руках судьбы, их жизни — цепочки случайностей (тем не менее, желание объяснить чуть ли не любое событие простым совпадением к концу второго часа начинает утомлять). Жаловаться на шутки? Ну это уж совсем нелепо, чувство юмора у всех разное, многим остроты Маловичко и Золотарева придутся по вкусу. Но вот заставлять аудиторию проводить значительную часть хронометража в компании с не вызывающими ни симпатии, ни тем более сочувствия персонажами — это уже перебор. А именно им, чертановским гопникам, возглавляемым героем Петрова, посвящена значительная часть фильма. Возможно, создатели картины таким образом пытались воссоздать на экране особый колорит окраин Москвы. Жаль, что они не подошли с тем же рвением к воссозданию интерьера космического корабля: внутренности загадочного шара получились совсем безликими. Всего несколько месяцев назад лента Дени Вильнева «Прибытие» доказала, что даже минималистичный подход к изображению инопланетных технологий может быть весьма эффективным. В случае с «Притяжением» речь идет не о минимализме, а, скорее, о нехватке воображения.
При том, что фантазии у Золотарева и Маловичко вообще-то хватает. Доказательство тому — сцена с блинами (подробности, по понятным причинам, опустим); это бытовой, совсем обыденный эпизод, компьютерной графики в нем вообще нет, зато есть удачный юмор и самобытность. Жаль, что он один такой — впрочем, понятно же, что из одних кухонных посиделок фантастический блокбастер не смог бы сделать ни Бондарчук, ни любой другой режиссер.
Рецензия на фильм «Притяжение» Федора Бондарчука
Один из самых долгожданных отечественных проектов начала года, «Притяжение» Федора Бондарчука, вышло в кино под знаком IMAX. Сергей Оболонков оценил, насколько удачной оказалась попытка догнать Голливуд.
Главные темы
Смотреть всеДля тех, кто не жил в девяностых. Мода на «опасную» декаду в современном российском кино
«Руки вверх», «1993», «Лихие», «Комбинация», «Дети перемен»… В кинотеатрах, в том числе онлайн, продолжают выходить и привлекать всё новых зрителей фильмы и сериалы, эксплуатирующие тему 1990-х с их повышенной турбулентностью и сочетанием свободы и беззакония. Попробуем разобраться, что у них общего и чего им не хватает
Николь Кидман, секс-игрища и фем-пауэр в «Плохой девочке»
«Злая: Сказка о ведьме Запада» и «Волшебник Изумрудного города: дорога из желтого кирпича»: какова Страна Оз у них и у нас?
Монументальные мечты и архитектурные фантазии в философской утопии «Мегалополис»