ДОМ У ОЗЕРА: все части франшизы «Пятница 13-е» — от худшей к лучшей

ДОМ У ОЗЕРА: все части франшизы «Пятница 13-е» — от худшей к лучшей
Студия А24 объявила о намерении запустить в производство сериал «Хрустальное озеро» — приквел хоррора «Пятница 13-е». Дмитрий Соколов решил, что это хороший повод вспомнить все 12 фильмов культовой франшизы и оценить их по заслугам.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

После того как Джейсона Вурхиза наконец убивают, демон, живущий внутри его тела, перебирается в нового носителя, и окрестности лагеря «Хрустальное озеро» опять заполняются трупами. Впрочем, на этот раз бессмертного маньяка можно остановить с помощью древнего кинжала, способного отправить чудовище прямиком в ад.

Первая перезагрузка франшизы, организованная New Line Cinema после получения прав на серию от Paramount, намного больше похожа на мистический хоррор, чем на слэшер. Главный провал фильма Адама Маркуса даже не в неожиданной смене акцентов, а в невнятной попытке объяснить сверхъестественную живучесть Джейсона. При этом из фильма почти полностью убрали главного (и самого яркого) персонажа. Убийств здесь немало, и сеттинг вроде бы все тот же — но без парня в хоккейной маске на Хрустальном озере как-то неуютно.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

В 2455 году команда студентов прибывает на давно заброшенную Землю, чтобы изучить руины древней цивилизации. Возле Хрустального озера они обнаруживают криогенные капсулы, в одной из которых покоится Джейсон Вурхиз. Забрав находки на космический корабль, ребята даже не подозревают, что они натворили — разумеется, неутомимый маньяк вскоре размораживается.

Самая экспериментальная часть франшизы содержит немало забавных мелочей — вроде камео Дэвида Кроненберга или виртуального мира, в котором воссоздается привычный для маньяка лес на Хрустальном озере. Но как слэшер «Джейсон Х» работает не слишком хорошо: футуристический сеттинг и общая несерьезность происходящего превращают фильм в подражание «Крику», начисто лишенное фирменной атмосферы. Справедливости ради, стоит все же отметить, что финальная битва женского андроида КМ-14 с убер-Джейсоном удалась на славу.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Ослабленный после многолетнего заточения в аду Фредди Крюгер (Роберт Инглунд) выпускает на улицу Вязов другого знаменитого убийцу — Джейсона Вурхиза (Кен Кирзингер). Пока тот шинкует тинейджеров наяву, их страхи питают Фредди жизненной силой. Проблема лишь в том, что Джейсон быстро начинает отбирать жертв у Крюгера, не давая напуганным подросткам спать. Так что большой разборки двух маньяков не избежать.

Целое десятилетие томившийся в производственном аду кроссовер получился хоть и динамичным, но вполне типичным молодежным хоррором 2000-х. Ронни ЮНевеста Чаки») активно использовал потенциал каждого из маньяков и не поскупился на кровавые убийства, а заодно добавил в фильм много юмора, придав сюжету про соперничество Фредди и Джейсона комедийный оттенок.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

После событий третьей части тело Джейсона доставляют в морг, где маньяк внезапно оживает и, убив парочку медиков, отправляется обратно на Хрустальное озеро. Сразиться с ним придется семье Джарвис, состоящей из мамы Трейси (Джоан Фриман), дочери Триш (Кимберли Бек) и сына Томми (Кори Фельдман) — но перед этим Джейсон успеет истребить немало тинейджеров.

Самое примечательное в «Последней главе» — не убийства, а смелый мальчишка Томми Джарвис, отлично сыгранный Кори Фельдманом (вскоре он прославится благодаря «Балбесам»). Именно этот персонаж станет связующим звеном для сюжетов последующих двух частей. В остальном фильм вышел ладно скроенным, но не слишком приметным слэшером с незатейливыми сценами смертей.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Стив Кристи (Питер Брауэр), владелец заброшенного молодежного лагеря на Хрустальном озере, собирается заново открыть заведение, несмотря на его дурную славу. Но стоит набранным Кристи вожатым приехать и начать приводить лагерь в порядок, как ребята начинают умирать один за другим — кажется, кто-то очень не хочет, чтобы «Хрустальное озеро» стало популярным.

Хотя самая первая «Пятница» ныне справедливо считается культовым фильмом и входит в золотой фонд слэшеров, в рамках франшизы она смотрится не лучшим образом — да, в ней умело выдерживается атмосфера и нагнетается саспенс, однако по этим параметрам многие из сиквелов легко превосходят оригинал. Тем не менее смотрится фильм бодро, убийства в нем обставлены неплохо (одну из жертв играет молодой Кевин Бейкон), а финальная схватка главной героини и убийцы — настоящая жемчужина жанра.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Через пять лет после резни в детском лагере Пол Холт (Джон Фьюри) открывает на берегах Хрустального озера школу для вожатых. Перед тем как начнется подготовка, Пол разрешает собравшимся вожатым провести последний свободный день в городе, так что в лагере остается лишь горстка людей, включая Джинни (Эми Стил), ассистентку Пола. Именно ей придется сражаться с прячущимся в местных лесах маньяком по имени Джейсон Вурхиз.

Вторая часть франшизы интересна в первую очередь тем, что именно в ней Джейсон становится центральным персонажем франшизы, хотя его облик и мифология еще не устоялись. По части убийств и динамики сиквел ни в чем не уступает оригиналу, и единственный его серьезный недостаток — несколько скомканное появление Джейсона в самом конце. Кроме того, вторая «Пятница» — один из немногих классических слэшеров, где выживает парочка героев, а не только «финальная девушка».

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Джейсон прячется на круизном лайнере, где вчерашние школьники отмечают выпускной. После масштабной резни на борту немногочисленные выжившие на спасательной шлюпке добираются до Нью-Йорка, однако неутомимый маньяк преследует их и на улицах Большого Яблока.

В свое время восьмая часть была не только разругана критиками, но и показала очень слабые кассовые результаты, став последней в классической линейке «Пятниц». Впрочем, несмотря на то, что похождения Джейсона в Нью-Йорке были сокращены из-за бюджетных ограничений, фильму Роба Хеддена есть что предложить фанатам слэшеров. Во-первых, убийства здесь не только многочисленны, но и крайне изобретательны (как вам, например, протыкание живота камнем для сауны?). Во-вторых, хотя на Манхэттене разворачивается лишь малая часть фильма, смена сеттинга обыграна неплохо — мегаполис выглядит мрачным лабиринтом неоновых огней, в котором Джейсон смотрится органично.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Джейсон Вурхиз, бежавший после серии убийств в лагере для вожатых, прячется где-то возле Хрустального озера. Его новыми жертвами становится группа друзей, приехавших на уикенд в старый семейный дом, принадлежащий Крис Хиггинс (Дана Киммел), которая когда-то жила в этих местах.

Триквел, как и вторая часть, снятый Стивом Майнером, наконец предъявил аудитории привычный облик Джейсона Вурхиза — знаменитую хоккейную маску маньяк получил именно в этом фильме. Впрочем, у третьей части есть и другие достоинства. Помимо колоритных персонажей и простого, но хорошо обыгранного «фермерского» сеттинга, почти каждое убийство здесь врезается в память — от выстрела из гарпуна до сдавливания головы так, что глаза вываливаются прямо в экран (фильм снимался в 3D, так что эффект на тогдашних зрителей, должно быть, производил неизгладимый).

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Повзрослевший Томми Джарвис (Джон Шеперд) продолжает жить в тени кошмара, случившегося с его семьей, и кочует из одной психиатрической клиники в другую. Его очередное место пребывания — санаторий Пайнхерст, в котором содержатся подростки с ментальными проблемами. Сам Томми кажется безобидным пареньком, но стоит ему появиться, и вокруг начинают один за другим гибнуть люди… хотя Джейсон Вурхиз, кажется, давно уже мертв.

Многие фанаты недолюбливают пятую часть из-за финального твиста, но с чисто сценарной точки зрения оформлен он вполне логично. А уж по части динамизма и убийств «Новому началу» найдется мало равных: новая смерть здесь случается едва ли не каждые десять минут, причем работает маньяк не в пример изобретательнее, чем в той же четвертой части. На обнаженку (в отличие от прошлых фильмов) создатели тоже не поскупились.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Клэй (Джаред Падалеки) отправляется на поиски своей сестры Уитни (Аманда Ригетти), пропавшей где-то близ Хрустального озера. На озере он знакомится с Дженной (Даниэль Панабейкер), ее парнем Трентом (Трэвис Ван Винкл) и их друзьями. Вскоре всем им придется столкнуться с легендарным маньяком Джейсоном Вурхизом, долгие годы живущим в местных лесах.

Перезапуск франшизы, организованный Майклом Бэем и его компанией Platinum Dunes и снятый Маркусом Ниспелом, получился роскошным подарком всем фанатам. Только в прологе Джейсон убивает столько людей, сколько не в каждом слэшере 2000-х погибает за весь фильм. Сценарий отлично обыгрывает типичные для франшизы локации, связывает два облика Джейсона (из второй и всех последующих частей) воедино, а также объясняет феноменальную способность маньяка оказываться прямо у жертвы за спиной посреди темного леса.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Тина (Лар Парк-Линкольн), девочка с телекинетическими способностями, вместе с матерью приезжает к своему лечащему врачу доктору Крузу (Терри Кайзер) в уединенный дом на Хрустальном озере. Доктор вроде бы пытается помочь Тине преодолеть травму от потери отца, но на самом деле куда больше заинтересован в ее необычных талантах. Терапия идет не лучшим образом: Тина, сама того не желая, воскрешает погребенного на дне Хрустального озера маньяка.

Седьмая часть — самая мрачная во франшизе: еще никогда леса вокруг Хрустального озера не были настолько темными, а Джейсон настолько угрожающим. Во многом это заслуга ветерана франшизы Кейна Ходдера, самого известного исполнителя роли маньяка: его Джейсон — массивный разлагающийся труп, обладающий при этом невероятной силой. Контраст с хрупкой главной героиней здесь обыгран отлично: сцены борьбы Тины с Вурхизом выглядят получше многих убийств.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Томми Джарвис (Том Мэтьюс) вскрывает могилу Джейсона Вурхиза, чтобы уничтожить тело убийцы раз и навсегда. Но заряд молнии во время грозы внезапно оживляет маньяка, и тот, взяв любимую маску, принимается за любимое дело: резать и потрошить всех, до кого может дотянуться. С жертвами проблем нет: на Хрустальном озере снова открылся лагерь, полный ничего не подозревающих детишек и их вожатых.

«Джейсон жив» — квинтэссенция слэшеров 1980-х. Здесь есть все, за что мы их любим: выверенный саспенс, горы трупов (некоторые персонажи появляются лишь для того, чтобы погибнуть в следующей же сцене), задорный хард-роковый саундтрек от Элиса Купера и, конечно, беспощадный маньяк. Ко всему прочему, шестая часть пронизана черным юмором и самоиронией: чего стоят хотя бы открывающие титры, пародирующие бондиану!

Поделиться