После того как Джейсона Вурхиза наконец убивают, демон, живущий внутри его тела, перебирается в нового носителя, и окрестности лагеря «Хрустальное озеро» опять заполняются трупами. Впрочем, на этот раз бессмертного маньяка можно остановить с помощью древнего кинжала, способного отправить чудовище прямиком в ад.
Первая перезагрузка франшизы, организованная New Line Cinema после получения прав на серию от Paramount, намного больше похожа на мистический хоррор, чем на слэшер. Главный провал фильма Адама Маркуса даже не в неожиданной смене акцентов, а в невнятной попытке объяснить сверхъестественную живучесть Джейсона. При этом из фильма почти полностью убрали главного (и самого яркого) персонажа. Убийств здесь немало, и сеттинг вроде бы все тот же — но без парня в хоккейной маске на Хрустальном озере как-то неуютно.
В 2455 году команда студентов прибывает на давно заброшенную Землю, чтобы изучить руины древней цивилизации. Возле Хрустального озера они обнаруживают криогенные капсулы, в одной из которых покоится Джейсон Вурхиз. Забрав находки на космический корабль, ребята даже не подозревают, что они натворили — разумеется, неутомимый маньяк вскоре размораживается.
Самая экспериментальная часть франшизы содержит немало забавных мелочей — вроде камео Дэвида Кроненберга или виртуального мира, в котором воссоздается привычный для маньяка лес на Хрустальном озере. Но как слэшер «Джейсон Х» работает не слишком хорошо: футуристический сеттинг и общая несерьезность происходящего превращают фильм в подражание «Крику», начисто лишенное фирменной атмосферы. Справедливости ради, стоит все же отметить, что финальная битва женского андроида КМ-14 с убер-Джейсоном удалась на славу.
Ослабленный после многолетнего заточения в аду Фредди Крюгер (Роберт Инглунд) выпускает на улицу Вязов другого знаменитого убийцу — Джейсона Вурхиза (Кен Кирзингер). Пока тот шинкует тинейджеров наяву, их страхи питают Фредди жизненной силой. Проблема лишь в том, что Джейсон быстро начинает отбирать жертв у Крюгера, не давая напуганным подросткам спать. Так что большой разборки двух маньяков не избежать.
Целое десятилетие томившийся в производственном аду кроссовер получился хоть и динамичным, но вполне типичным молодежным хоррором 2000-х. Ронни Ю («Невеста Чаки») активно использовал потенциал каждого из маньяков и не поскупился на кровавые убийства, а заодно добавил в фильм много юмора, придав сюжету про соперничество Фредди и Джейсона комедийный оттенок.
После событий третьей части тело Джейсона доставляют в морг, где маньяк внезапно оживает и, убив парочку медиков, отправляется обратно на Хрустальное озеро. Сразиться с ним придется семье Джарвис, состоящей из мамы Трейси (Джоан Фриман), дочери Триш (Кимберли Бек) и сына Томми (Кори Фельдман) — но перед этим Джейсон успеет истребить немало тинейджеров.
Самое примечательное в «Последней главе» — не убийства, а смелый мальчишка Томми Джарвис, отлично сыгранный Кори Фельдманом (вскоре он прославится благодаря «Балбесам»). Именно этот персонаж станет связующим звеном для сюжетов последующих двух частей. В остальном фильм вышел ладно скроенным, но не слишком приметным слэшером с незатейливыми сценами смертей.
Стив Кристи (Питер Брауэр), владелец заброшенного молодежного лагеря на Хрустальном озере, собирается заново открыть заведение, несмотря на его дурную славу. Но стоит набранным Кристи вожатым приехать и начать приводить лагерь в порядок, как ребята начинают умирать один за другим — кажется, кто-то очень не хочет, чтобы «Хрустальное озеро» стало популярным.
Хотя самая первая «Пятница» ныне справедливо считается культовым фильмом и входит в золотой фонд слэшеров, в рамках франшизы она смотрится не лучшим образом — да, в ней умело выдерживается атмосфера и нагнетается саспенс, однако по этим параметрам многие из сиквелов легко превосходят оригинал. Тем не менее смотрится фильм бодро, убийства в нем обставлены неплохо (одну из жертв играет молодой Кевин Бейкон), а финальная схватка главной героини и убийцы — настоящая жемчужина жанра.
Через пять лет после резни в детском лагере Пол Холт (Джон Фьюри) открывает на берегах Хрустального озера школу для вожатых. Перед тем как начнется подготовка, Пол разрешает собравшимся вожатым провести последний свободный день в городе, так что в лагере остается лишь горстка людей, включая Джинни (Эми Стил), ассистентку Пола. Именно ей придется сражаться с прячущимся в местных лесах маньяком по имени Джейсон Вурхиз.
Вторая часть франшизы интересна в первую очередь тем, что именно в ней Джейсон становится центральным персонажем франшизы, хотя его облик и мифология еще не устоялись. По части убийств и динамики сиквел ни в чем не уступает оригиналу, и единственный его серьезный недостаток — несколько скомканное появление Джейсона в самом конце. Кроме того, вторая «Пятница» — один из немногих классических слэшеров, где выживает парочка героев, а не только «финальная девушка».
Джейсон прячется на круизном лайнере, где вчерашние школьники отмечают выпускной. После масштабной резни на борту немногочисленные выжившие на спасательной шлюпке добираются до Нью-Йорка, однако неутомимый маньяк преследует их и на улицах Большого Яблока.
В свое время восьмая часть была не только разругана критиками, но и показала очень слабые кассовые результаты, став последней в классической линейке «Пятниц». Впрочем, несмотря на то, что похождения Джейсона в Нью-Йорке были сокращены из-за бюджетных ограничений, фильму Роба Хеддена есть что предложить фанатам слэшеров. Во-первых, убийства здесь не только многочисленны, но и крайне изобретательны (как вам, например, протыкание живота камнем для сауны?). Во-вторых, хотя на Манхэттене разворачивается лишь малая часть фильма, смена сеттинга обыграна неплохо — мегаполис выглядит мрачным лабиринтом неоновых огней, в котором Джейсон смотрится органично.
Джейсон Вурхиз, бежавший после серии убийств в лагере для вожатых, прячется где-то возле Хрустального озера. Его новыми жертвами становится группа друзей, приехавших на уикенд в старый семейный дом, принадлежащий Крис Хиггинс (Дана Киммел), которая когда-то жила в этих местах.
Триквел, как и вторая часть, снятый Стивом Майнером, наконец предъявил аудитории привычный облик Джейсона Вурхиза — знаменитую хоккейную маску маньяк получил именно в этом фильме. Впрочем, у третьей части есть и другие достоинства. Помимо колоритных персонажей и простого, но хорошо обыгранного «фермерского» сеттинга, почти каждое убийство здесь врезается в память — от выстрела из гарпуна до сдавливания головы так, что глаза вываливаются прямо в экран (фильм снимался в 3D, так что эффект на тогдашних зрителей, должно быть, производил неизгладимый).
Повзрослевший Томми Джарвис (Джон Шеперд) продолжает жить в тени кошмара, случившегося с его семьей, и кочует из одной психиатрической клиники в другую. Его очередное место пребывания — санаторий Пайнхерст, в котором содержатся подростки с ментальными проблемами. Сам Томми кажется безобидным пареньком, но стоит ему появиться, и вокруг начинают один за другим гибнуть люди… хотя Джейсон Вурхиз, кажется, давно уже мертв.
Многие фанаты недолюбливают пятую часть из-за финального твиста, но с чисто сценарной точки зрения оформлен он вполне логично. А уж по части динамизма и убийств «Новому началу» найдется мало равных: новая смерть здесь случается едва ли не каждые десять минут, причем работает маньяк не в пример изобретательнее, чем в той же четвертой части. На обнаженку (в отличие от прошлых фильмов) создатели тоже не поскупились.
Клэй (Джаред Падалеки) отправляется на поиски своей сестры Уитни (Аманда Ригетти), пропавшей где-то близ Хрустального озера. На озере он знакомится с Дженной (Даниэль Панабейкер), ее парнем Трентом (Трэвис Ван Винкл) и их друзьями. Вскоре всем им придется столкнуться с легендарным маньяком Джейсоном Вурхизом, долгие годы живущим в местных лесах.
Перезапуск франшизы, организованный Майклом Бэем и его компанией Platinum Dunes и снятый Маркусом Ниспелом, получился роскошным подарком всем фанатам. Только в прологе Джейсон убивает столько людей, сколько не в каждом слэшере 2000-х погибает за весь фильм. Сценарий отлично обыгрывает типичные для франшизы локации, связывает два облика Джейсона (из второй и всех последующих частей) воедино, а также объясняет феноменальную способность маньяка оказываться прямо у жертвы за спиной посреди темного леса.
Тина (Лар Парк-Линкольн), девочка с телекинетическими способностями, вместе с матерью приезжает к своему лечащему врачу доктору Крузу (Терри Кайзер) в уединенный дом на Хрустальном озере. Доктор вроде бы пытается помочь Тине преодолеть травму от потери отца, но на самом деле куда больше заинтересован в ее необычных талантах. Терапия идет не лучшим образом: Тина, сама того не желая, воскрешает погребенного на дне Хрустального озера маньяка.
Седьмая часть — самая мрачная во франшизе: еще никогда леса вокруг Хрустального озера не были настолько темными, а Джейсон настолько угрожающим. Во многом это заслуга ветерана франшизы Кейна Ходдера, самого известного исполнителя роли маньяка: его Джейсон — массивный разлагающийся труп, обладающий при этом невероятной силой. Контраст с хрупкой главной героиней здесь обыгран отлично: сцены борьбы Тины с Вурхизом выглядят получше многих убийств.
Томми Джарвис (Том Мэтьюс) вскрывает могилу Джейсона Вурхиза, чтобы уничтожить тело убийцы раз и навсегда. Но заряд молнии во время грозы внезапно оживляет маньяка, и тот, взяв любимую маску, принимается за любимое дело: резать и потрошить всех, до кого может дотянуться. С жертвами проблем нет: на Хрустальном озере снова открылся лагерь, полный ничего не подозревающих детишек и их вожатых.
«Джейсон жив» — квинтэссенция слэшеров 1980-х. Здесь есть все, за что мы их любим: выверенный саспенс, горы трупов (некоторые персонажи появляются лишь для того, чтобы погибнуть в следующей же сцене), задорный хард-роковый саундтрек от Элиса Купера и, конечно, беспощадный маньяк. Ко всему прочему, шестая часть пронизана черным юмором и самоиронией: чего стоят хотя бы открывающие титры, пародирующие бондиану!