МЫ РАЗОРВЕМ ТВОЮ ДУШУ НА КУСКИ: все части «Восставшего из ада» — от худшей к лучшей

МЫ РАЗОРВЕМ ТВОЮ ДУШУ НА КУСКИ: все части «Восставшего из ада» — от худшей к лучшей
На Hulu вышел ремейк культового «Восставшего из ада». По такому случаю Дмитрий Соколов ранжировал все части «адской» франшизы.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Через месяц после автокатастрофы, в которой погибла его жена Керсти (героиня первой части), Тревор просыпается в больнице, не помня почти ничего из деталей трагедии. Героя посещают жуткие видения, и он начинает подозревать, что за его душой охотятся демоны из ада.

Шестая часть была последней, в создании которой Клайв Баркер принимал хотя бы символическое участие: он посоветовал внести кое-какие изменения в последнюю треть фильма. Впрочем, сильно лучше «Поиски ада» это не сделало — режиссер Рик Бота не воспользовался потенциалом сюжета, сделав историю о погружении в персональный ад максимально блеклой. Сенобиты и Пинхэд здесь на задворках, зато галлюцинации главного героя столь же частые, сколь и раздражающие.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Журналистка Эми прибывает в Бухарест, чтобы написать репортаж о подпольной секте, основанной потомком Филиппа Лемаршана, создателя головоломки, открывающей врата в ад. Поиски приводят ее к встрече ссектантами, которые намереваются использовать шкатулку Лемаршана, чтобы управлять сенобитами.

Седьмой фильм, как и «Поиски ада», изначально не был связан с «Восставшими из ада», и линия с сенобитами была добавлена в фильм при переработке сценария. На этот раз Рик Бота справился с задачей несколько лучше, обыграв потенциал сеттинга и показав больше монстров. От общей анемичности это не спасает, но местами встречаются хотя бы проблески былой славы франшизы.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Полиция расследует серию жестоких убийств, совершенных маньяком по кличке «Наставник», и отсылающих к десяти заповедям. Проверяя подозрительный дом, детектив Шон Картер попадает в руки Стигийской инквизиции — фракции демонов ада, карающей людей за их грехи.

Второй ребут франшизы, организованный Гэри Танниклиффом (он работал над третьей частью и «Откровениями») прошел почти незамеченным, однако следует признать, что это честная попытка переосмыслить мифологию «Восставших из ада». В частности, это единственный фильм франшизы, где задействованы не только демоны, но и ангелы (отсутствие рая при существовании ада всегда было слабым местом в космологии Баркера). Правда, вся детективная линия, увы, представляет собой кальку с финчеровского шедевра «Семь».

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Четверка фанатов онлайн-игры «Адский мир» получает приглашение на частную вечеринку в старом особняке, по легенде построенном Филиппом Лемаршаном. Прибыв на место, гости обнаруживают, что на них открыли охоту сенобиты.

Восьмая часть оформлена как слэшер. Типичный сюжет о маньяке, убивающем молодежь в одной большой локации, здесь выглядит свежо благодаря тому, что убийц несколько (хотя Пинхэд и выделен среди прочих), а смерти распределены достаточно равномерно, чтобы удерживать зрительское внимание. Правда, запоминающихся убийств здесь нет, да и атмосфера поддерживается кое-как.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Расследуя серию ритуальных убийств, детектив Джозеф Торн обнаруживает загадочную шкатулку-головоломку. Чем больше узнает о ней Торн, тем сильнее он увязает в череде галлюцинаций, теряя связь с реальностью.

Пятый фильм многие считают едва ли не лучшим в длинной череде «видеосиквелов» франшизы. Дебют Скотта Дерриксона по художественному уровню заметно отличается от последующих частей: здесь ощущается атмосфера нарастающей паранойи, присутствует неплохая актерская игра и есть какая-никакая интрига. Проблема лишь в том, что это детектив, который плавно превращается в хоррор, и сенобиты здесь играют чисто декоративную роль.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Через год после того как двое друзей, Стивен и Нико, без вести пропали где-то в Мексике, их семьи собираются на ужин. В ходе встречи Эмма, девушка Нико, обнаруживает среди личных вещей мальчиков таинственную шкатулку — и открывает ее, призывая сенобитов.

Первый ребут франшизы разгромили критики и возненавидели фанаты, но «Откровения» далеко не так уж плохи — для трэш-хоррора, конечно. Сценарий Гэри Танниклиффа уделяет много внимания сенобитам и Пинхэду, а модная тогда стилистика «найденных пленок» умело интегрирована в сюжет. Все портит вопиющая малобюджетность (на фильм было потрачено всего $300 тысяч), но на потоки крови и крючья с цепями денег не пожалели.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

В руки бывшей наркоманки Райли попадает загадочная шкатулка, и вскоре вокруг девушки начинают гибнуть люди. Постепенно Райли понимает, что с каждой новой конфигурацией головоломки в наш мир проникают сенобиты — демоны из ада, требующие новых жертв.

За третью по счету перезагрузку в серии отвечали Бен Коллинз (сценарист «Очень темных времен») и Дэвид БрукнерРитуал»). Главным их достижением можно считать то, что фильм выглядит именно как «Восставший из ада», а не как второсортный хоррор, кривыми гвоздями прибитый к франшизе. Сенобитов здесь много, и обновленные образы монстров, равно как и новый Пинхэд (сыгранный женщиной), выглядят достойно. Да, ребуту не хватает изобретательности и чувства стиля, но это все-таки лучшая за долгие годы попытка придать увядшей франшизе презентабельный вид.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

После событий первой части Керсти Коттон отправляют в психиатрическую клинику, где она попадает под наблюдение доктора Ченнарда. Он намеревается открыть врата в ад и для этого воскрешает мачеху Керсти Джулию, рассчитывая с ее помощью достичь новых границ познания. Но через проход, открытый Джулией, проходят и сенобиты, а у них свои планы и на доктора, и на Керсти.

Сиквел был снят той же командой, что работала над первой частью, и эта стилистическая преемственность — главное достоинство картины. Сценарий Питера Аткинса (он же — сценарист третьей и четвертой частей) развивал темы, намеченные Баркером, расширяя мифологию франшизы, а режиссер Тони Рэндел сохранил сюрреалистическую атмосферу оригинала, добавив в нее чуть больше готики — и заметно больше гротескных образов.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

В руки журналистке Джоуи Саммерскил попадает шкатулка Лемаршана. Вскоре с девушкой на связь выходит призрак Эллиота Спенсера (человека, ставшего Пинхэдом) и объясняет ей, что сенобиты готовят пришествие ада на Землю. Чтобы остановить их, Джоуи должна привести Пинхэда к Спенсеру, и тогда в ходе схватки человеческая часть его личности возобладает над демонической.

Если первая и вторая части были мистическими хоррорами, то режиссер Энтони Хикокс добавил в триквел внушительную дозу экшна. При этом ему удалось органично соединить динамизм сюжета и масштабность разрушений с мрачным стилем прошлых фильмов. Кроме того, именно Хикокс превратил Пинхэда в звезду франшизы.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

В 2127 году на угнанной им космической станции ученый Мерчант экспериментирует со шкатулкой Лемаршана. Когда прибывший с Земли отряд берет доктора под стражу, тот рассказывает им о своем грандиозном плане: воспользовавшись наработками своего предка из ХХ века, построить гигантскую ловушку для сенобитов.

Хотя и критические отзывы, и кассовые сборы четвертой части (последней, выпущенной в кинотеатрах) были не очень впечатляющими, «Кровное родство» интересно тем, что здесь сага о сенобитах подходит к своему финалу. Кроме того, фильм раскрывает происхождение знаменитой шкатулки, переплетая в сюжете прошлое, настоящее и будущее. Правда, режиссер Кевин Ягер был настолько недоволен тем, как продюсеры в итоге перемонтировали фильм, что снял свое имя с титров, а часть сцен доснимал Джо Чаппел.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Фрэнк Коттон, искатель запретных удовольствий, открывает шкатулку Лемаршана и попадает в ад. Брат Фрэнка Ларри вместе с дочерью Керсти и женой Джулией въезжает в дом пропавшего родственника. Керсти вскоре узнает, что Фрэнк вернулся из загробного мира и скрывается от сенобитов — зловещих обитателей адских глубин.

Уникальность «Восставших из ада» не только в продуманной до мелочей стилистике (сочетающей БДСМ-эстетику, религиозные мотивы и боди-хоррор), но также в авторском подходе к изображению зла. Баркер представил сенобитов не как традиционных монстров-маньяков или безумных садомазохистов, а как носителей целостной (хоть и бесчеловечной) философии — чуждой и опасной, но в то же время болезненно притягательной. Поэтому успех «Восставших из ада» сложно поддается тиражированию: история неотделима от ее создателя, и чем дальше Баркер отходил от серии, тем бледнее она становилась.

Поделиться

Главные темы

Смотреть все
Мелодии для маньяков: Клаудио Симонетти, Goblin и джалло-диско
Статьи
Мелодии для маньяков: Клаудио Симонетти, Goblin и джалло-диско
50 лет назад – весной 1975-го – в прокат вышел культовый хоррор «Кроваво-красное», ставший образцом джалло. В фильме сочные цвета, изобретательные убийства и стильные кадры идеально дополнял саундтрек от прог-рок-группы Goblin, одним из важнейших участников которой был Клаудио Симонетти, ставший ведущим жанровым композитором. KNMN рассказывает о творческом пути этого выдающегося автора, без которого невозможно представить музыкальную палитру джалло
Голая невеста, мертвые друзья и настоящая любовь в «Путешествии на солнце и обратно» Романа Михайлова
Рецензии
Голая невеста, мертвые друзья и настоящая любовь в «Путешествии на солнце и обратно» Романа Михайлова
Голая невеста, мертвые друзья и настоящая любовь в «Путешествии на солнце и обратно» Романа Михайлова
Рецензии
Летун с деревянными крыльями и особенности национальной жизни в сказке «На этой земле» Ренаты Джало
Голая невеста, мертвые друзья и настоящая любовь в «Путешествии на солнце и обратно» Романа Михайлова
Статьи
Нужно вернуть пару кассет в видеопрокат. 25 лет назад вышел «Американский психопат» с Кристианом Бэйлом