На войне как на войне: 8 французских фильмов о Второй мировой

На войне как на войне: 8 французских фильмов о Второй мировой
Мы знаем множество отечественных и голливудских лент о Второй мировой войне. Но у французов тоже были свои герои — и это не только участники Сопротивления, но и выходцы из Северной Африки, воевавшие в рядах регулярной армии.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Киноальманах Рене Клемана рассказывает о борьбе французских железнодорожников против нацистских оккупантов. «Битва на рельсах» частично финансировалась бывшими бойцами Сопротивления, которые хотели показать международной аудитории, с чем французское население столкнулось в условиях нацистского гнета. Им было важно продемонстрировать, что они участвовали в сражениях с немцами во Франции, потому что в мире французов тогда воспринимали как коллаборационистов. К слову, оператор картины Анри Алекан во время войны сам был участником Сопротивления — ему удалось бежать из лагеря для военнопленных.

Для Клемана «Битва на рельсах» стала первой полнометражной лентой, и за первый же свой фильм постановщик получил в Каннах приз за режиссуру и международный приз жюри.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Лента, повествующая об усилиях французских вооруженных сил, которые делали все, чтобы немцы не стерли Париж с лица Земли, также поставлена Рене Клеманом, а сыграли в ней звезды французского и голливудского кино — Ив Монтан, Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо, Жан-Луи Трентиньян, Кирк Дуглас, Энтони Перкинс.

Картина снята на черно-белую пленку, и объяснения этого решения не только эстетические — дело в том, что власти Парижа запретили кинематографистам развешивать красно-бело-черные нацистские флаги на зданиях. Не обошлось во время съемок и без жутковатого курьеза — один почтальон увидел нескольких статистов в форме нацистских солдат в районе Елисейских полей и бросился прочь с криками: «Они вернулись! Они вернулись!».

Международные кинопремии не обошли военную драму стороной: «Горит ли Париж?» получил две номинации на «Оскар» (операторская работа, работа художника-постановщика) и номинацию на «Золотой глобус» за лучшую музыку к фильму.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Военная комедия Жерара Ури о приключениях трех английских летчиков, самолет которых сбили над Парижем, стала хитом не только французского, но и советского проката. Интересно, что в фильме герой Луи де Фюнеса показан играющим на пианино в Парижской опере, и это перекликается с личным опытом актера: во время оккупации он действительно играл на пианино, но не в опере, а в барах.

Актерские ужимки де Фюнеса покорили французскую публику — фильм посмотрели рекордные 17 миллионов зрителей (притом, что в то время население Франции составляло всего 50 миллионов), и это достижение лишь в 2008 году превзошла комедия «Бобро поржаловать». Лента также считалась самой успешной во французском прокате вплоть до выхода «Титаника» в 1997-м.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Картина Жан-Пьера Мельвиля, главную роль в которой сыграл Лино Вентура, рассказывает о небольшой группе Сопротивления, сражающейся против нацистской Германии.

Фильм примечателен тем, что критикам он совершенно не понравился (режиссера упрекали за то, что он снял «голлистскую агитку»), однако впечатлил сценариста Жозефа Кесселя (полуавтобиографический роман которого стал основой для ленты) и прочих участников Сопротивления, которые его увидели. Сам Мельвиль после выхода фильма признался: «Теперь я сказал о войне все».

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Экранизация одноименного романа Жоржа Сименона, в котором случайное знакомство двух разных людей (Жан-Луи Трентиньян, Роми Шнайдер) начинается в поезде и продолжается годы спустя в гестапо.

Поскольку режиссер Пьер Гранье-Дефер, родившийся в 1927 году, застал военные времена, он добавил в фильм личные воспоминания о том, как люди, несмотря на тяжелые времена, сохраняли веру в лучшее — ярче всего эту мысль иллюстрирует эпизод, в котором монахини собирают в поле цветы, невзирая на бомбежки.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Драма Робера Энрико о человеке, который мстит нацистам за жену и дочь, основана на трагедии в Орадур-сюр-Глан, когда батальон ваффен-СС вырезал население целой деревни (642 человека).

Для Роми Шнайдер фильм стал очень личным — родители актрисы пережили все тяготы нацистского гнета. Как впоследствии признавалась Шнайдер, она не играла свою героиню, она была этой самой героиней. Что до Филиппа Нуаре, то он стал первым актером, получившим «Сезар» за лучшую мужскую роль (национальная кинопремия Франции вручается с 1976 года), — как раз за «Старое ружье».

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Приключенческая комедия Жерара Ури о летчике, который становится тренером сборной Франции по боксу и незадолго до начала Второй мировой войны сталкивается со своим старым врагом/другом (офицером Люфтваффе), вышла в 1982 году — на пике популярности Жан-Поля Бельмондо, исполнившего главную роль.

Маркетинг фильма оказался таким масштабным, что 25 французских кинокритиков призвали бойкотировать комедию, аргументируя это тем, что такая рекламная кампания вытеснит фильмы, у которых рекламный бюджет меньше, но которые не менее значимы. Бельмондо сначала ответил так: «Критики привыкли обвинять тех, кто держится чуть выше остальных». Спустя некоторое время актер добавил: «Критики утверждают, что мои фильмы недолговечны. Кого это интересует? Я живу сейчас».

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Драма Рашида Бушареба посвящена иностранным солдатам, которые сражались на стороне Франции во время Второй мировой. И основной актерский состав — сплошь выходцы из Северной Африки — до начала съемок даже не знал о дискриминации по отношению к иностранным солдатам, которая царила во французской армии в годы войны.

Картина примечательна еще одним фактом: в сценариях многих фильмов, где снимается Жамель Деббуз, так или иначе обыгрывается травма правой руки актера (в результате несчастного случая она атрофировалась и перестала развиваться). Однако в «Патриотах» внимание на этом не акцентируется — герой Деббуза Саид, как и остальные бойцы, вооружен винтовкой, которую, в отличие от своих товарищей, практически не в состоянии использовать в бою.

Поделиться

Главные темы

Смотреть все
Мелодии для маньяков: Клаудио Симонетти, Goblin и джалло-диско
Статьи
Мелодии для маньяков: Клаудио Симонетти, Goblin и джалло-диско
50 лет назад – весной 1975-го – в прокат вышел культовый хоррор «Кроваво-красное», ставший образцом джалло. В фильме сочные цвета, изобретательные убийства и стильные кадры идеально дополнял саундтрек от прог-рок-группы Goblin, одним из важнейших участников которой был Клаудио Симонетти, ставший ведущим жанровым композитором. KNMN рассказывает о творческом пути этого выдающегося автора, без которого невозможно представить музыкальную палитру джалло
Похитители девочек из бельгийской глубинки в «Деле “Мальдорор”» Фабриса Дю Вельца
Рецензии
Похитители девочек из бельгийской глубинки в «Деле “Мальдорор”» Фабриса Дю Вельца
Похитители девочек из бельгийской глубинки в «Деле “Мальдорор”» Фабриса Дю Вельца
Рецензии
Летун с деревянными крыльями и особенности национальной жизни в сказке «На этой земле» Ренаты Джало
Похитители девочек из бельгийской глубинки в «Деле “Мальдорор”» Фабриса Дю Вельца
Статьи
Нужно вернуть пару кассет в видеопрокат. 25 лет назад вышел «Американский психопат» с Кристианом Бэйлом