Ночью над провинциальным городком пролетает падающая звезда, после чего на улицах появляются роскошного вида клоуны с большими красными носами и острыми зубами, закатывающие беспомощных горожан в сладкую вату для последующего поедания. Противостоять инопланетным монстрам будут местный полицейский, а также его бывшая (Сюзанна Снайдер из сиквела «Возвращения живых мертвецов») и ее нынешний бойфренд.
Без преувеличения, это один из самых известных — и лучших — фильмов на клоунскую тематику вообще. У истоков его создания стоят братья Чиодо, известные мастера спецэффектов (они, например, создавали монстров-зубастиков из одноименной франшизы), которые в конце 1980-х смогли раздобыть для собственного проекта скромные $2 миллиона, и на эти деньги выложились по полной. Здесь невероятное количество фантазии и черного юмора, пронизывающих едва ли не каждый кадр, но главное — это идеальный стиль, намертво врезающийся в память. Чего стоит хотя бы дизайн космического корабля в виде цирка-шапито, или бластеры клоунов, с помощью которого они захватывают в плен своих жертв. А как насчет живого попкорна, из которого прорастают клоунообразные змейки? Или гигантского клоуна-разрушителя? В общем, это надо видеть любому поклоннику качественного малобюджетного хоррора, и уж тем более — любому, кто любит смотреть на злых клоунов.
Кент — любящий муж и отец, устраивающий вечеринку для своего маленького сынка Джека. Для праздника он находит в подвале старого дома, который выставлен на продажу, клоунский костюм, и наряжается в него. После того как день рождения заканчивается, Кент обнаруживает — сначала с недоверием, а затем с ужасом — что клоунский костюм прирос к нему, равно как и парик, а также красный нос. С этого момента начинается трансформация — медленная, болезненная и необратимая — обычного человека в сверхъестественного монстра.
В каком-то смысле этот фильм — «Муха» среди клоунских хорроров: в нем переплетаются телесные и психологические трансформации, порождаемые потерей самоидентичности. Режиссер Джон Уоттс сейчас больше всего известен благодаря семейным блокбастерам про Человека-Паука, но начинал он с этой мрачной истории про демонического клоуна, одним из продюсеров которой был Элай Рот. При всей внешней несуразности показанной в фильме истории, рассказывается она абсолютно серьезно, и тональность скользит по нисходящей — от недоумения к смятению, от смятения — к страху, а от страха — к ужасу. Это едва ли не единственный фильм в списке, всерьез рассматривающий клоунов в качестве демонических существ, и исследующий процесс одержимости ими. Добавьте к этому отличный грим и неплохие спецэффекты, и получите очень неординарный хоррор с неожиданно высокой степенью психологической достоверности.
Трое братьев — старший, средний и младший — остаются на пару дней дома одни, пока их родители в отъезде. После не слишком удачного визита на местную ярмарку, где младшего достает жутковатого вида клоун Чиззо, братья устраивают дома вечер страшных историй. Но в разгар веселья оказывается, что они дома больше не одни: тройка безумных клоунов во главе с тем самым Чиззо вломилась к ним. Теперь трем братьям придется сражаться за свою жизнь, прячась по всему огромному дому от рыскающих повсюду психопатов в клоунских костюмах.
Дебютный фильм известного жанрового автора Виктора Сальвы («Джиперс Криперс», «Бульвар страха»), и, возможно, одна из его лучших работ. Залог успеха — простота: сюжет движется быстро, ничего лишнего в нем не происходит, все сосредоточено на сражении трех братьев против трех клоунов. Сальва очень грамотно использует главную локацию, перемежая медленно нарастающий саспенс и экшн-эпизоды вроде погонь и драк, так что напряжение в фильме идет стабильно по нарастающей, не отпуская до самого последнего кадра. При этом, в отличие от многих фильмов с клоунами, этот предельно реалистичен, никакой мистики (равно как юмора) здесь нет, напротив — все довольно мрачно и всерьез.
Четверо друзей в ночь на Хэллоуин, переодевшись клоунами, похищают жену бизнесмена, чтобы разыграть его — хотя в процессе выясняется, что не все участники похищения воспринимают его как шутку. Что еще хуже, герои вскоре обнаруживают, что всех их преследуют какие-то еще люди в клоунских костюмах, и эти люди явно готовы проливать кровь.
Этот канадский триллер примечателен не только тем, что содержит одну из ранних и малоизвестных ролей комика Джона Кэнди («Один дома», «Самолетом, поездом, машиной»), но также и тем, что это, кажется, первое использование концепта «злых клоунов» в жанровом ключе. Хотя, вопреки своим сюжетным предпосылкам, это не столько прото-слэшер, сколько триллер с довольно значительным драматическим компонентом, в котором собственно охота клоунов-убийц до поры до времени остается фоновой линией. Так что не стоит рассчитывать на реки крови и горы трупов, ставка здесь сделана на детективные и психологические интриги.
Клоун по кличке «Швы» выступает на детских утренниках, во время одного из которых он становится жертвой нелепого розыгрыша, и гибнет на глазах у шокированных детишек. Через шесть лет Томми, главный герой того самого утренника — и участник той самой трагической шутки — устраивает вечеринку в честь своего дня рождения. Его ждет неприятный сюрприз: убитый клоун возвращается из мертвых, и намерен все-таки завершить свое выступление на празднике, превратив его в кровавую баню.
Европейский хоррор, снятый ирландцем Конором МакМахоном, можно считать одной из самых удачных вариаций на тему «злых клоунов» из снятых в 2010-е. Да, кое-где ему не хватает стиля, но это с лихвой компенсируется обилием крови и черного юмора, порой переходящего в сортирные шутки — исключительно уместные в контексте истории. Фильм не выходил в широкий прокат, но был хорошо встречен критикой, и даже выиграл одну из номинаций на известном жанровом фестивале в Ситжесе.
Девушки из службы секса по телефону, когда-то работавшие (или пытавшиеся стать) моделями, обращают внимание на одного из постоянных клиентов — странного типа, известного только под кличкой «Бобо», который регулярно обзванивает всех работниц сервиса. В какой-то момент девушки начинают погибать одна за другой от рук неизвестного маньяка в клоунском костюме, и к делу подключается полиция. Но слугам закона придется быть очень оперативными, поскольку убийца тоже не медлит, и методично вырезает все новых и новых жертв, пока полицейские пытаются сузить круг подозреваемых.
Малоизвестный, но очень интересный фильм на клоунскую тематику, во многих отношениях прямо-таки эталонный восьмидесятнический хоррор. В наличии все характерные атрибуты эпохи: обильная — и не всегда сюжетно мотивированная — обнаженка в кадре, рок-музыка на саундтреке, культовая Карен Блэк (в роли хозяйки секс-телефонного бизнеса), разнообразные убийства, наконец. При этом с сюжетной точки зрения фильм органично соединяет в себе два довольно разных жанра: полицейский триллер и собственно слэшэр, в котором маньяк не заранее известный монстр, а конкретный человек, которого предстоит найти и обезвредить. Ах да, и обратите внимание на последнюю роль известной drag queen Дивайн — ждите ее почти в самом конце фильма.
Во время игры в покер Макс выигрывает ключи от древнего фамильного поместья и вместе с семьей отправляется осматривать новоприобретенную собственность. Однако к дому прилагается Шутник — древний монстр, обладающий крайне жестоким чувством юмора, который просыпается от спячки после приезда новых жильцов. Его пробуждение запустит цепь кошмарных событий, в результате которых дом и его окрестности, разумеется, будут завалены трупами.
Этот британский комедийный хоррор остается довольно малоизвестным, несмотря на то, что в свое время он отметился на фестивалях, и с течением времени приобрел культовый статус. По своей структуре это слэшер, и что делает его запоминающимся, так это убийства — главный ингредиент любого представителя жанра. Здесь они очень разнообразные, и даже сюрреалистические. Описать их сложно, достаточно сказать, что происходящее на экране порой будет напоминать хоррор-версию «Алисы в Стране Чудес». Да и сам убийца в треугольном клоунском колпаке выведен отлично. А в качестве бонуса — камео Кристофера Ли в открывающей сцене.
Лос-Анджелес, начало 1980-х. Чтобы доказать собственную крутизну девушке своей мечты Дженни, Сэм отправляется ночью в заброшенный парк аттракционов. Конечно же, Дженни отправляется вместе с ним, и конечно же, заброшенный парк оказывается населен всевозможными чудовищами, среди которых особое место занимает Рыжий клоун — но им галерея монстров отнюдь не исчерпывается, так что незваным гостям придется очень постараться, чтобы дожить до рассвета.
Хотя этот вопиюще малобюджетный венгерский (да!) 3D-хоррор и находится где-то недалеко от категории «настолько плохо, что даже хорошо», игнорировать его не стоит, и на то есть несколько причин. Для начала, в нем роскошный для любителей культовых актеров каст: самого Рыжего клоуна озвучивает Тим Карри (игравший, к слову, Пеннивайза в первой экранизации «Оно») , а других жителей парка играют Лэнс Хенриксен, Брэд Дуриф, Шон Янг и Майкл Уинслоу. Во-вторых, в фильме присутствует действительно неплохо реализованный концепт — разместить в одном месте как можно больше монстров, превратив прогулку в темноте в настоящий аттракцион. Снималось все это, кстати, в настоящем парке развлечений в Будапеште, так что аутентичность присутствует. Наконец, в-третьих, трэш-стилистика (пусть и не всегда хорошо обыгранная) идет фильму на пользу, изначально настраивая на веселое и ностальгическое зрелище.
Действие фильма происходит в Бруклине, где тихий и всеми забитый Майкл безответно влюблен в красавицу Джаду — и, разумеется, получает за это серьезные проблемы от ее парня Лоренцо. В ходе воспитательных разборок Лоренцо и его банда убивают Майкла, и это даже сходит им с рук... пока через год в районе не появляется Киллджой, маньяк в костюме клоуна-мороженщика.
В этом фильме особенно примечательно то, что «Киллджой» породил самую долгоиграющую франшизу в истории клоунского хоррора. На данный момент она насчитывает аж пять фильмов, последний из которых вышел в 2016-м. Детище знаменитой компании «Full Moon» (ключевым лицом в которой является Чарльз Бэнд, живая легенда малобюджетного хоррора), это довольно своеобразный гибрид blaxploitation и хоррора про злых клоунов, помещенного в контекст городских джунглей. В последующем франшиза неоднократно меняла стиль, уверенно продвигаясь к слэшеру, а ее главный злодей не только обзавелся друзьями-клоунами, но и успел отправиться в ад — и обратно.
Джилл возвращается в родной городок, который встречает ее крайне прохладно — дело в том, что ее отец когда-то за долги отобрал у многих фермеров участки нужной им земли, так что здесь его семью не жалуют. Единственным, кто искренне рад видеть Джилл, становится местный юродивый паренек Мерво, обожающий бродить в клоунском костюме. Вскоре Джилл обнаружит, что люди вокруг нее умирают один за другим — словно кто-то решил оградить ее от особенно неприятных знакомых.
Снятый в золотой век слешэров, этот фильм примечателен главным образом не сюжетом или убийствами, а тем, что роль клоуна-убийцы в нем исполнил Тайни Тим, хорошо известный с 1960-х певец и музыкант (именно он исполняет ту самую жуткую песенку из первой части «Астрала», под которую танцует призрак мальчика). Обладатель весьма характерной внешности (его родители имеют белорусские и ливанские корни), Тим добавляет драматичности в сюжет, во многом вытягивая достаточно стандартный хоррор на достойный внимания уровень. Кроме него, любопытно посмотреть на одну из самых ранних актерских работ Питера Краузе, позже прославившегося благодаря сериалу «Клиент всегда мертв».