В обедневшем районе Детроита живет слепой старик (Стивен Лэнг) со своей собакой. Ветеран войны год назад пережил трагедию — его дочь переехала машина. По городу ходят слухи, что старик получил большие деньги от семьи виновной девушки и хранит их у себя дома. Трое друзей-грабителей узнают об этом и планируют взлом.
Алекс (Дилан Миннетт), чей отец работает в охранном бизнесе, снабжает банду ключами от всех домов. Пойти на дело он решается от тайной любви к Рокки (Джейн Леви). Та выросла в неблагополучной семье и мечтает, сорвав куш на ограблении слепого, уехать с сестрой и любовником Мани (Дэниэл Зоватто) подальше от ненавистных родителей. Но в дом безымянного старика попасть окажется куда проще, чем выйти.
Режиссер Федерико Альварес, недавно дебютировавший ремейком «Зловещих мертвецов», вновь под руководством Сэма Рэйми взялся за хоррор, действие которого происходит в одном доме. Но оглушительный рев бензопил и истошные крики жертв остались в прошлом, «Не дыши» работает с тишиной и отсутствием света. Длинные пробеги камеры по ветхому жилищу передают чувство клаустрофобии, которое будет только усиливаться по мере знакомства героев с хозяином. Справиться с ветераном и его верным бульдогом окажется куда сложнее, чем с живыми мертвецами.
После непродолжительного и скучного вступления, в котором завязаны необходимые сюжетные узлы, Альварес оставляет героев вместе со зрителем, в закрытом доме и вовсе не торопится менять место действия. Сценаристам хватило фантазии превратить недостаток пространства в главное преимущество фильма. Каждая комната в доме рано или поздно станет ключевой, особенно, конечно, мастерская слепого, напоминающая «Техасскую резню бензопилой». Несколько раз узкие коридоры сменятся подвалом, где развернется, пожалуй, лучшая сцена фильма — герои ослепнут, подобно своему преследователю, останутся одни в темноте.
«Не дыши» избавляется от развития сюжета, как от бесполезного инструмента. Альварес умело удерживает напряжение везде, где ему нужно, меняя правила игры в ироничном духе своего учителя Рэйми. Но за столь детально прописанную мизансцену режиссер заплатил, возможно, слишком дорого. Недостаток мотиваций и драматургии, а также откровенно слабые актерские работы делают «Не дыши» заложником своей формы.
Дилан Миннетт редко порадует сменой выражения лица, которое осталось у него еще с прошлогодних «Ужастиков», а Джейн Леви чуть больше чем полностью повторяет свои подвиги из «Зловещих мертвецов». Что реально позволяет «Не дыши» дышать, так это Стивен Лэнг. Его слепой ветеран-садист чуть ли не один из самых харизматичных хоррор-злодеев последних лет. Совмещая физическую силу и жестокость с беззащитностью и отчаянием, актер выдает выразительные и сильные сцены на протяжении всей картины.
Альварес не везде следует заветам учителя, «Не дыши» гораздо более пессимистичная история, чем мы привыкли видеть у создателя «Зловещих». За всяким почтенным ветераном-инвалидом может скрываться садист убийца, герой Ланга не раз констатирует, что Бога нет, а значит ему все позволено. Сопереживать же подросткам, решившим ограбить слепого старика, тоже не приходится. В мире «Не дыши» побеждает сильнейший, что весьма контрастирует с похожими по фабуле фильмами, вроде «Дождись темноты» с Одри Хепберн.
Конечно, «Не дыши» не удается прыгнуть выше головы, это очень крепкая жанровая работа с очень крутым злодеем. У Альвареса получилось, следуя канонам, не разочаровать фанатов и умело поиграть с нервами широкого зрителя. «Не дыши» можно считать примером профессионального качества для многих малобюджетных хорроров, но стоит признать, что во второй раз следить за похождениями безликих воришек вряд ли кому-то захочется.
Рецензия на фильм «Не дыши»
Режиссер ремейка «Зловещих мертвецов» снял крепкое жанровое кино, где слепой старик отстаивает свое право на частную собственность. Кирилл Горячок посмотрел хоррор «Не дыши» и обнаружил там одного из самых харизматичных злодеев последних лет.

Главные темы
Смотреть все
Мелодии для маньяков: Клаудио Симонетти, Goblin и джалло-диско
50 лет назад – весной 1975-го – в прокат вышел культовый хоррор «Кроваво-красное», ставший образцом джалло. В фильме сочные цвета, изобретательные убийства и стильные кадры идеально дополнял саундтрек от прог-рок-группы Goblin, одним из важнейших участников которой был Клаудио Симонетти, ставший ведущим жанровым композитором. KNMN рассказывает о творческом пути этого выдающегося автора, без которого невозможно представить музыкальную палитру джалло

Голая невеста, мертвые друзья и настоящая любовь в «Путешествии на солнце и обратно» Романа Михайлова

Летун с деревянными крыльями и особенности национальной жизни в сказке «На этой земле» Ренаты Джало

Нужно вернуть пару кассет в видеопрокат. 25 лет назад вышел «Американский психопат» с Кристианом Бэйлом