Рецензия на фильм «Оно приходит ночью» Трея Эдварда Шульца

В прокат выходит «Оно приходит ночью» Трея Эдварда Шульца – идеальный фильм о страхе, в котором больше элементов драмы, нежели хоррора. Михаил Моркин объясняет, почему просмотр может стать полезным опытом.  

«Оно приходит ночью» — вторая полнометражная работа 28-летнего уроженца Техаса Трея Эдварда Шульца. Как и в случае с дебютной драмой «Криша», режиссер и сценарист рассказывает глубоко личную историю о травмах, которые наносят человеку его близкие, даже если пытаются защитить. Шульц упаковывает собственный опыт в форму психологического хоррора, однако не стоит верить маркетингу — перед нами далекий от типичных конвенций фильм ужасов.

Кино начинается с тяжелой сцены: Сара (Кармен Эджого) прощается с умирающим пожилым отцом, после чего ее муж Пол (Джоэл Эдгертон) и сын-подросток Трэвис (Келвин Харрисон мл.) отвозят старика на улицу к заранее выкопанной могиле. Пол убивает больного и сжигает тело. Так зритель узнает, что семья прячется в забаррикадированном доме посреди леса, в то время как в мире свирепствует смертельный вирус неизвестного происхождения.

Выжить во враждебной среде можно лишь следуя строгим правилам Пола: не ходить в лес, не покидать дом ночью, никому не доверять. Последний пункт становится особенно важным, когда в их укрытие попадает сначала Уилл (Кристофер Эбботт), а затем и его жена Ким (Райли Кио) с маленьким сыном. Приютив молодую семью, Пол постепенно становится одержим страхами и сомнениями.

Трей Эдвард Шульц заходит на территорию «Ночи живых мертвецов» Джорджа А. Ромеро и «Нечто» Джона Карпентера — постановщика гораздо больше интересуют ужасы, скрытые в сознании героев, нежели те, что приходят извне. Здесь нет зомби, а главные монстры — страх, излишняя уверенность в собственной правоте и недоверие. Режиссер показывает историю глазами Трэвиса, который постепенно сходит с ума от стресса, лишь возрастающего с появлением в доме незнакомцев. Подростка раздирают внутренние противоречия: отец требует не доверять никому, кроме семьи; Уилл кажется отличным старшим братом, но Ким привносит сексуальное напряжение, являясь первой девушкой в его окружении за бог весть какое время.

Персонаж Джоэла Эдгертона, бывший учитель истории Пол, верит, что его правила могут спасти семью посреди всеобщего хаоса, он поступает так, как считает нужным, а сомнения лишь иногда видны в его глазах. Кристофер Эбботт, известный по сериалу «Девочки» и инди-драме «Джеймс Уайт», показывает Уилла одновременно и приятным, и подозрительным. Кармен Эджого и Райли Кио достаются сложные драматические сцены, с которыми актрисы отлично справляются. Главной же находкой Шульца становится Келвин Харрисон в роли Трэвиса. Подросток просто не понимает, как ему себя вести: он находится под влиянием отца, но не до конца принимает его образ мысли.

«Оно приходит ночью» — хоррор о страхе перед смертью, семейная драма о том, что может произойти, когда ставишь мнимую безопасность родных выше здравого смысла и триллер о противостоянии двух разных отцов, идущих к одной цели. Шульц создает напряжение с первых кадров и не снижает его градус до самой кульминации. Плавная камера Дрю Дэниелса движется по темным коридорам дома-вакуума, пока пульсирующий саундтрек Брайана МакОмбера и аккуратные звуковые эффекты не дают передохнуть — предчувствие близости конца не уходит даже в сценах невинного тимбилдинга.

Шульцу удается поместить зрителя в условия своих персонажей — как и герои, они не знают, откуда взялась зараза, есть ли другие выжившие, прячется ли в лесу неведомое зло и что скрывают друг от друга семьи. Режиссер дарит эмоциональный опыт, тяжелый и безрадостный, но, надо думать, это полезный ночной кошмар, после которого хоть и радуешься, что это всего лишь сон, но на всякий случай осматриваешь руки на наличие гнойных язв и бежишь к зеркалу проверять, не потерял ли ты сам человеческий облик.

Также по теме: интервью с режиссером, рецензия от РуссоРоссо, справка о пост-хорроре

Поделиться

Главные темы

Смотреть все
Мелодии для маньяков: Клаудио Симонетти, Goblin и джалло-диско
Статьи
Мелодии для маньяков: Клаудио Симонетти, Goblin и джалло-диско
50 лет назад – весной 1975-го – в прокат вышел культовый хоррор «Кроваво-красное», ставший образцом джалло. В фильме сочные цвета, изобретательные убийства и стильные кадры идеально дополнял саундтрек от прог-рок-группы Goblin, одним из важнейших участников которой был Клаудио Симонетти, ставший ведущим жанровым композитором. KNMN рассказывает о творческом пути этого выдающегося автора, без которого невозможно представить музыкальную палитру джалло
Похитители девочек из бельгийской глубинки в «Деле “Мальдорор”» Фабриса Дю Вельца
Рецензии
Похитители девочек из бельгийской глубинки в «Деле “Мальдорор”» Фабриса Дю Вельца
Похитители девочек из бельгийской глубинки в «Деле “Мальдорор”» Фабриса Дю Вельца
Рецензии
Летун с деревянными крыльями и особенности национальной жизни в сказке «На этой земле» Ренаты Джало
Похитители девочек из бельгийской глубинки в «Деле “Мальдорор”» Фабриса Дю Вельца
Статьи
Нужно вернуть пару кассет в видеопрокат. 25 лет назад вышел «Американский психопат» с Кристианом Бэйлом