Рецензия на фильм «Скрежет»

В прокат выходит финский фильм ужасов «Скрежет» — участник «Сандэнса», уже собравший лестные отзывы критиков. О том, чем может быть интересен этот боди-хоррор на семейную тему, рассказывает Дмитрий Соколов.

Двенадцатилетняя гимнастка Тинья (Сиири Солалинна) готовится к предстоящим соревнованиям. Ее мама (София Хейккиля), ведущая популярного видеоблога, настойчиво напоминает дочке о необходимости добиваться успеха и поддерживать форму. Однажды Тинья находит в лесу птичье яйцо и втайне приносит его домой, спрятав в плюшевом медведе. С этого момента образцовая семья начинает рушиться, а таинственное яйцо начинает расти, все больше пугая девочку.

«Скрежет» — дебютный полнометражный проект Ханны Бергхольм, который многим критикам напомнил недавний «Титан». Действительно, как и в фильме Жюлии Дюкурно, здесь семейная драма органично переплетена с боди-хоррором, однако у Бергхольм на переднем плане отношения дочери не с отцом (который в сюжете не играет никакой существенной роли), а с матерью. В этом отношении «Скрежет» больше напоминает гибрид «Черного лебедя» и «Бабадука» — это история о подавленной злости, которая разворачивается на фоне болезненного перфекционизма.

И, в отличие от Дюкурно, Бергхольм намного больше интересует не прозрачность гендерных границ, а отношения главной героини с ее комнатным монстром. Почти все сцены с чудовищем, вылупившимся из яйца — лучшие моменты фильма: чудовище сделано по старинке, с использованием аниматроники, а CGI используется очень редко и аккуратно. При этом долгое время Бергхольм умело выдерживает интригу, балансируя на грани боди-хоррора и психологического триллера, не давая четкого ответа на вопрос — реален птицеподобный монстр или же это игра детского воображения?

Кадр из фильма

Кадр из фильма

В финале интрига разрешается, и, к сожалению, именно в кульминационных сценах «Скрежету» недостает изящества и напряжения. Там, где Дженнифер Кент оставляла простор для интерпретаций, Бергхольм ограничивается прямолинейной метафорой, указывающей на опасность подавленной агрессии. Правда, отличная актерская игра Сиири Солалинна и Софии Хейкилля сглаживает этот недостаток, превращая фильм в притчу о конфликте дочери и матери.

В итоге получился стильный — типично скандинавский по своей атмосфере и акцентам — авторский хоррор. Да, в нем не так много ярких кадров или саспенса, зато есть неплохо выстроенная драма с элементами боди-хоррора про птиц-доппельгангеров. И выглядит это отнюдь не так безумно, как звучит — в самом хорошем смысле.

Поделиться

Главные темы

Смотреть все
Мелодии для маньяков: Клаудио Симонетти, Goblin и джалло-диско
Статьи
Мелодии для маньяков: Клаудио Симонетти, Goblin и джалло-диско
50 лет назад – весной 1975-го – в прокат вышел культовый хоррор «Кроваво-красное», ставший образцом джалло. В фильме сочные цвета, изобретательные убийства и стильные кадры идеально дополнял саундтрек от прог-рок-группы Goblin, одним из важнейших участников которой был Клаудио Симонетти, ставший ведущим жанровым композитором. KNMN рассказывает о творческом пути этого выдающегося автора, без которого невозможно представить музыкальную палитру джалло
Опасный перфекционизм, меломания и пытливые почтальоны в «Потерянном письме»
Рецензии
Опасный перфекционизм, меломания и пытливые почтальоны в «Потерянном письме»
Опасный перфекционизм, меломания и пытливые почтальоны в «Потерянном письме»
Рецензии
Голая невеста, мертвые друзья и настоящая любовь в «Путешествии на солнце и обратно» Романа Михайлова
Опасный перфекционизм, меломания и пытливые почтальоны в «Потерянном письме»
Рецензии
Летун с деревянными крыльями и особенности национальной жизни в сказке «На этой земле» Ренаты Джало