Рецензия на фильм «СТРАЖИ ГАЛАКТИКИ. ЧАСТЬ 3»

В сети появилась третья часть «Стражей Галактики». Максим Бугулов делится впечатлениями от эффектного прощания Джеймса Ганна с киновселенной Marvel.

После приключений вселенского масштаба Стражи Галактики вместе с прочими космическими отщепенцами силятся обустроить мирный быт на Забвении. Питер Квилл (Крис Пратт) ищет спасение от тоски по Гаморе (Зои Салдана) на дне бутылки, Небула (Карен Гиллан) обустраивает бар, а Ракета (Брэдли Купер) осваивает хиты Земли из 1990-х (стартовые секунды омывает акустическая версия «Creep» от Radiohead). Но нападение златокожего молодчика вынуждает Стражей встрепенуться: в результате атаки дерзкий енот получает ранение. Пытаясь вылечить Ракету, Стражи случайно активируют в нем чип самоуничтожения — жить еноту осталось два дня, и чтобы его спасти, бравому отряду Квилла вновь придется переворошить злачные уголки космоса.

Джеймс Ганн не спешит расставаться с выбранной формулой — незачем чинить то, что хорошо работает. В привычную тему психологических травм, активно пальпируемую кинематографом вот уже 10 лет, постановщик добавляет антиантропоцентрический лейтмотив. На нечто похожее недавно замахивался Джеймс Кэмерон, но так и не смог уйти дальше сегрегации фауны (хорошие зверушки против плохих).

Ганн же увесистый кусок хронометража уделяет вивисекции: «Стражи Галактики 3» не только раскрывают предысторию Ракеты, выросшего в адской экспериментальной лаборатории, но и становятся бенефисом разумного енота. Впрочем, режиссер на этом не останавливается: в ход идет критика антропоцентричного мышления, тяготеющего к поп-ницшеанству (раз Бог умер, то кто-то должен занять его место), а ряд сцен ставит уверенный знак равенства между высшей формой жизни и теми, кого принято называть «братьями нашими меньшими».

Триквел «Стражей» не стесняется манипуляторных слезовыжимающих сцен, но обходится без лобового шок-подхода. Всем прочим сегментам, находящимся за пределами экспериментов над животными, приходится изо всех сил вытягивать настроение фильма, иначе продолжительной депрессии не избежать. На выручку приходят крепкий пролетарский юмор, стильный экшн (главный шоустоппер — побоище а-ля «Kingsman» под «No Sleep Till Brooklyn» от Beastie Boys) и подмигивание для своих. Отрадно видеть, что тромовское прошлое из Ганна не вытравить ни годами, ни студийными бюджетами: шутки уровня «Слизняка» соседствуют с Говардом Уткой, а в определенный момент перед зрителями появляется глава студии Troma Ллойд Кауфман собственной персоной. Разве что уровень расчленения пришлось занизить, чтобы не раскачивать рейтинг. Но одно матерное словечко хулиган Ганн все же пропихнул.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Несмотря на то, что в кадре мелькает плеер Квилла с плейлистом 1990-х, режиссер пока не готов вылезать из более ранних музыкальных периодов с песнями Rainbow, Элиса Купера и Брюса Спрингстина. Плейлист вышел чуть более эклектичный, чем, скажем, в «Миротворце», но саундтрек уверенно держит привычный вайб «Стражей Галактики». Хотя отдельные сцены все же превращаются в караоке: Ганн вместе с актерской группой явно веселится, а оставлять эти кадры на полу монтажной посчитали зазорным.

Иронично, что именно «Стражам Галактики» хватило сил подняться с прокрустова ложа стагнирующей суперегероики: фильм не боится ощериваться агрессивными социальным оскалом, без стеснения хихикает над пафосными кадрами бойцов за справедливость в слоу-мо, смешивает сентимальные моменты с гэгами из WWE, взрывает планеты и спасает зверушек.

Если Джеймс Ганн продолжит снимать в аналогичном ключе все свои блокбастеры (теперь уже в DC), не меняя ни единой детальки, то можно с чистым сердцем назвать такой расклад хэппи-эндом. Если же нет, то что ж: хватит и «Стражей Галактики 3». Спасибо, Джеймс!

Поделиться