Рецензия на фильм «ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО»

На Netflix вышел исторический детектив, в котором молодой Эдгар Аллан По помогает расследовать серию жестоких убийств в Вест-Пойнте. О новом фильме Скотта Купера рассказывает Дмитрий Соколов.

Зима 1830 года. В престижной военной академии Вест-Пойнт происходит трагедия: один из кадетов был найден повешенным. Расследовать подозрительную смерть приглашен опытный детектив Огастес Ландор (Кристиан Бейл), который вскоре заключает, что молодой человек был убит, и виновника нужно искать в стенах академии. Поскольку кадеты не горят желанием посвящать чужака в свои секреты, Ландору необходим помощник, хорошо представляющий местную расстановку сил. Таким компаньоном становится кадет, одаренный не только чутьем детектива, но и поэтическим талантом — его зовут Эдгар Аллан По (Гарри Меллинг).

Скотт Купер известен в первую очередь криминальными драмами («Из пекла», «Черная месса»), и в своем новом фильме он с привычным мастерством соединяет психологическую проработку персонажей с хитроумным детективным сюжетом. Правда, на этот раз сценарий (по традиции написанный самим Купером) основан на книге Луиса Байарда и в целом достаточно точно следует событиям, изложенным в романе. События разворачиваются неспешно, однако действие редко провисает — в основном за счет того, что Купер, во-первых, почти всегда сохраняет ход расследования на переднем плане, а во-вторых, плотно вписывает развитие персонажей в контекст таинственных убийств. За счет такой сцепки драматическая и детективная линии усиливают друг друга.

Но прежде всего в глаза бросается выверенный визуальный стиль. Хотя основное действие происходит в однотипных локациях вроде классных комнат, полутемных кабинетов и заснеженных лесов, оператор Масанобу Такаянаги, много снимавший пейзажи в «Схватке», умело использует контраст черного и белого цветов, поддерживая настроение тревожной меланхолии. А размеренные мелодии Говарда Шора (любимого композитора Дэвида Кроненберга) ненавязчиво, но органично дополняют видеоряд.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Отдельно стоит сказать об актерских работах. Несмотря на то, что круг подозреваемых достаточно широк, а в Вест-Пойнте вообще немало важных для сюжета лиц, в центре внимания почти всегда остается дуэт детективов. И если Кристиану Бейлу не впервой играть сильных, но подавленных травмой героев, то превосходная игра Гарри Меллинга, известного в основном ролью Дадли Дурсля из франшизы про Гарри Поттера, заслуживает особого упоминания. Меллинг отлично передал психологический облик мятущегося юноши с богатым воображением, в котором легко угадывается будущий автор «Ворона» и «Убийства на улице Морг». Кроме того, на второстепенных ролях можно увидеть россыпь заметных актеров и актрис — от Джиллиан Андерсон и Шарлотты Генсбур до Роберта Дювалля (в небольшой, но колоритной роли эксперта по оккультизму).

Пожалуй, едва ли не единственный заметный недостаток фильма — слегка сбивающийся темп где-то в середине, когда сценарий уделяет больше внимания любовным переживаниям молодого По, а детективная линия усложняется за счет ввода новых деталей. Заключительный твист, заставляющий переоценить все предшествовавшие события, тоже может показаться излишне вычурным, однако выполнена развязка на удивление логично и, в общем, не оставляет заметных швов на ткани повествования.

«Всевидящее око» — более чем подходящее зрелище для длинного зимнего вечера. Это медленный, затягивающий детектив в историческом сеттинге, сочетающий мотивы оккультного триллера с драматической (пусть и вымышленной) историей становления мастера американской литературы.

Поделиться