Рецензия на фильм «Завороженный»

После ухода на пенсию главного врача лечебницы для душевнобольных его место занимает молодой психиатр Энтони Эдвардс (Грегори Пек). Странное поведение Эдвардса заставляет заподозрить в нём самозванца. Он признаётся психоаналитику Констанс Петерсен в своей амнезии. Мужчина не помнит даже собственного имени (единственная зацепка – инициалы «Дж. Б.»), но точно знает, что настоящий Энтони Эдвардс мёртв. Он уверен, что причастен к его гибели. По следу загадочного Дж. Б. уже идёт полиция. Влюбившись в незнакомца, Констанс содействует побегу. Вместе они отправляются в загородный дом профессора Александра Брюлова (Михаил Чехов) – учителя Петерсен. Свято веря в невиновность Джона Баллантайна (именно так, как выяснится позже, расшифровываются таинственные инициалы), Констанс надеется найти ответы в сознании возлюбленного. Этим поискам должна посодействовать её психоаналитическая практика.

В «Завороженном» Хичкок обращается к теме внутреннего мира преступника и жертвы, ещё точнее – к соотношению поступка (в контексте детектива – убийство человека) и его осознания. Вначале Джон Баллантайн «виновен» лишь потому, что считает себя таковым. Объектом режиссёрского интереса становится не преступление как таковое, а подсознание мнимого и реального убийцы. Развязка «Завороженного» может удовлетворить лишь формально. Формальны здесь и мотивы преступника. Центральная тема картины – психоанализ в борьбе за правду. После того как обвинения с Баллантайна сняты, имя убийцы не имеет никакого значения, ведь главное уже показали. В конечном счёте, Хичкока интересует подводка к правильному ответу, нежели сам ответ. По новому эта тема зазвучит в одной из самых известных картин режиссёра «Психоз», где раздвоение личности станет основой всего сюжетного каркаса.  

К работе над фильмом Хичкоку удалось привлечь серьёзные силы: молодые Бергман и Пек, блистательный Михаил Александрович Чехов, Сальвадор Дали как дизайнер сцены сна Джона Баллантайна. Плюсуем к этому новую для кинематографа тему психоанализа. Имея на руках такие козыри, снять откровенно проходную картину, коих в обширной фильмографии режиссёра было не так уж и мало, достаточно сложно. Поставить «Завороженного» в один ряд с «Головокружением», «Птицами», «К северу через северо-запад», упомянутым «Психозом» было бы явным авансом. Но отказать картине в умело созданном саспенсе и правдивых персонажах просто нельзя.

Определить место «Завороженного» в творческом наследии Альфреда Хичкока не так-то просто. С другой стороны, есть ли в этом необходимость? Вполне достаточно того, что в 1945 году режиссёр снял интригующее действо с приятным ароматом психоаналитических заветов Зигмунда Фрейда.

Поделиться

Главные темы

Смотреть все
Мелодии для маньяков: Клаудио Симонетти, Goblin и джалло-диско
Статьи
Мелодии для маньяков: Клаудио Симонетти, Goblin и джалло-диско
50 лет назад – весной 1975-го – в прокат вышел культовый хоррор «Кроваво-красное», ставший образцом джалло. В фильме сочные цвета, изобретательные убийства и стильные кадры идеально дополнял саундтрек от прог-рок-группы Goblin, одним из важнейших участников которой был Клаудио Симонетти, ставший ведущим жанровым композитором. KNMN рассказывает о творческом пути этого выдающегося автора, без которого невозможно представить музыкальную палитру джалло
Голая невеста, мертвые друзья и настоящая любовь в «Путешествии на солнце и обратно» Романа Михайлова
Рецензии
Голая невеста, мертвые друзья и настоящая любовь в «Путешествии на солнце и обратно» Романа Михайлова
Голая невеста, мертвые друзья и настоящая любовь в «Путешествии на солнце и обратно» Романа Михайлова
Рецензии
Летун с деревянными крыльями и особенности национальной жизни в сказке «На этой земле» Ренаты Джало
Голая невеста, мертвые друзья и настоящая любовь в «Путешествии на солнце и обратно» Романа Михайлова
Статьи
Нужно вернуть пару кассет в видеопрокат. 25 лет назад вышел «Американский психопат» с Кристианом Бэйлом