Разрушив токийскую штаб-квартиру корпорации «Амбрелла», Элис (Милла Йовович) в сражении со злым гением Альбертом Вескером лишается суперспособностей и чудом выживает в авиакатастрофе. После долгих скитаний она воссоединяется с давними друзьями и направляется на поиски «Аркадии» — единственного безопасного места в постапокалиптическом мире.
Четвертая часть франшизы получилась, как водится, бодрой, но бестолковой. Сделанная в модном тогда 3D «Жизнь после смерти» полна эффектных драк и жутких монстров, но сосредоточившийся на визуале Пол У. С. Андерсон забросил сценарий, превратив его в набор фансервисных эпизодов. Важные персонажи из игр перемежаются новичками (не всегда понятно зачем введенными), сюжет мчит по рельсам как сумасшедший, а разнообразные чудовища появляются откуда ни возьмись и в неизвестности же исчезают.
Элис возвращается в развалины Раккун-Сити — города, откуда много лет назад распространился вирус, уничтоживший цивилизацию. Ей вновь нужно проникнуть в подземный комплекс «Амбреллы», чтобы уничтожить корпорацию раз и навсегда, прежде чем ее лидеры сотрут с лица земли остатки человечества.
В финальной части франшизы Андерсон использует тот же механизм, что и пятом фильме, возвращая героев в старые локации с новыми заданиями. И хотя в таком решении есть логика (история проходит полный круг, завершаясь там, где началась), «Последняя глава» зачастую выглядит как набор клише, слегка разбавленный неплохими экшн-сценами. Кроме того, несмотря на честную попытку завершить все сюжетные линии, Андерсон под конец не удержался и оставил в финале намек на продолжение.
После того как бойцы «Амбреллы» берут в плен Элис и ее друзей, она просыпается в идиллическом пригороде. Вскоре выясняется, что все вокруг — симуляция, созданная «Амбреллой» для проверки различных сценариев биологической войны. Вырвавшись на свободу, Элис отправляется искать членов своей команды, запертых, как и она, в созданных суперкомпьютером локациях, под завязку набитых монстрами.
В пятой части Андерсон — за счет идеи с виртуальными полигонами — нашел отличный способ преобразовать мешанину из мест, персонажей и чудовищ в нечто цельное. Токио, Москва (вместе с ГУМом и станицей метро «Арбатская»), Нью-Йорк — герои бесстрашно прорываются сквозь толпы зомби и мутантов под привычный уже электронный саундтрек от tomandandy. Выглядит это все по-прежнему стильно, но теперь даже шаблонный донельзя сюжет кажется масштабной постмодернистской игрой, в которой Андерсон иронизирует над штампами фантастических боевиков.
После того, как в подземной лаборатории «Амбреллы» пропадает очередная группа поисковиков, смертоносный вирус прорывается в близлежащий городок Раккун-Сити. На улицах начинается локальный апокалипсис — «Амбрелла» закрывает город на карантин, но мутации стремительно распространяются, порождая и новых монстров. Группа выживших, включая Элис и офицера полиции Джилл Валентайн, пробивается сквозь орды чудовищ к спасению, а за ними по пятам следует киборг Немезис.
«Апокалипсис» — первый сиквел и один из двух фильмов франшизы, снятый не Андерсоном: постановщиком стал Александр Уитт (второй режиссер целого ряда голливудских блокбастеров), а Пол ограничился продюсированием и написанием сценария. У дуэта получился добротный фильм, выполненный по привычному для сиквелов рецепту: вместо одной лаборатории — целый город, заполненный монстрами, вместо одной Элис — команда героев, среди которых немало персонажей из игры, а не только тех, кого придумали специально для фильма. Кроме того, «Апокалипсис» — последняя часть франшизы, близкая к игре: ее сюжет, пусть в общих чертах, основан на третьей и второй частях Resident Evil.
Вирус, разработанный в корпорации «Амбрелла», распространился по всей планете. По выжженным пустошам бродят полчища мутантов, с которыми сражается небольшой караван выживших во главе с Элис. Уцелевшие люди продвигаются через пустыню Мохаве, направляясь к Аляске — едва ли не единственному месту на планете, где сохранились остатки прежнего мира.
Триквел был вновь спродюсирован Андерсоном, и он же по традиции написал сценарий. Режиссером на этот раз выступил Рассел Малкэхи — автор культового «Горца» и примечательного кинокомикса 1990-х «Тень». В третьей части сюжеты игры и фильма окончательно разошлись, и теперь «Обитель зла» будет все больше походить на неофициальный ремейк «Безумного Макса» — только с зомби и киборгами-мутантами. Снято все это безумие бодро, весело и со вкусом — от серьезного тона не осталось и следа, франшиза превратилась в фантастический боевик, в котором отсылки к игре имеют чисто декоративный характер.
Неизвестная женщина (позже мы узнаем, что ее имя Элис) просыпается под дулами автоматов. Вокруг — команда спецназовцев, которая поясняет: у нее амнезия, но сейчас нужно как можно скорее спускаться в «Улей» — подземный исследовательский комплекс корпорации «Амбрелла», где произошел непонятный, но крайне опасный инцидент. Элис присоединяется к бойцам и входит в «Улей», за дверями которого ее ждет полный набор кошмаров из любого уважающего себя фантастического хоррора — от спятившего искусственного интеллекта и диких ловушек до зомби и мутантов.
Экранизация хитовой игры Resident Evil долгое время томилась в производственном аду, пока за дело не взялся Пол У. С. Андерсон (до этого он снял «Смертельную битву», а позже — «Охотника на монстров»). Он уверенной рукой переставил акценты в сюжете, превратив тягучий хоррор в динамичный экшн, и выстроил всю историю вокруг нового персонажа, не имеющего аналогов в играх. Несмотря на эти вольности, фанаты игры (и не только они) фильм полюбили: снятая за $33 миллиона «Обитель зла» собрала в мировом прокате без малого $103 млн. При всей навороченности сиквелов первая часть осталась лучшей во франшизе — эталонным фантастическим боевиком 2000-х, в котором хоррор играет подчиненную, но важную роль. К тому же здесь еще чувствуется прочная связь с первоисточником, от которой начнут отдаляться уже в триквеле.