«У меня там приятеля одного убили». Кинематографисты вспоминают Киноцентр на Красной Пресне

«У меня там приятеля одного убили». Кинематографисты вспоминают Киноцентр на Красной Пресне
Киномания попросила разных представителей киносообщества вспомнить личные (и не очень) истории, связанные с Киноцентром на Красной Пресне, вместо которого будет построен гостиничный комплекс.

Властями Москвы выдано разрешение на строительство гостиницы с культурно-досуговым комплексом на месте киноцентра «Соловей». Пока все обсуждают: варварство ли это или логичное продолжение нелегкой судьбы данного кинопространства – Киномания попросила разных представителей киносообщества вспомнить личные (и не очень) истории, связанные с Киноцентром.

Андрей Прошкин, режиссер

Киноцентр был, конечно, хорошим местом и как кинотеатр, и как музей кино, и даже как теперешний кинотеатр. Помню, что, когда учился на ранних курсах института, я позвал своих бывших одноклассников на показ фильма Ларса фон Триера «Рассекая волны». И потом, когда мы вышли, ребята заявили, что от мельтешения камеры у них очень сильно разболелась голова. А по глазам я видел, что она разболелась у них настолько, что они готовы мне устроить «темную». Так что, по выходе из зала мной овладел странный микс ощущений: с одной стороны, сам фильм очень непросто действовал, а с другой – я реально опасался, что мои бывшие одноклассники мне наваляют за Триера. А вообще кинотеатр очень хороший.

Денис Горелов, кинокритик

Прогуливались мы с музыковедом Рондаревым от дальнего края Киноцентра в сторону метро и увидели, как навстречу нам бежит длинноволосый юноша в коротком полупальтишке, в длиннющем таком белом шарфе и в сапожках казаках. Он тяжело дышал, и остановившись возле нас, переведя дух, спросил: «Вендерс в пятом зале?» И мы уверенно сказали: «В пятом зале». Двинулись дальше. Навстречу нам бежали две всклокоченные еврейские девушки в хайратничках расшитых бисером с холщевыми сумочками. Они задержались возле нас, но от тяжелого дыхания даже не могли ничего спросить. Мы с Рондаревым хором сказали: «Вендерс в пятом зале!» «Спасибо», – ответили девушки и побежали дальше. И с той поры, двигаясь в том направлении, мы всем встречным фрикам в оранжевых штанах и с фиолетовыми волосами говорили: «Вендерс в пятом зале!» И все они отвечали: «Спасибо» – и бежали дальше. Не ошиблись мы, кстати, ни разу.

Вот единственное забавное воспоминание, которое мне приходит на ум. Это был на глаз где-то 95-96 год.

Дарья Савельева, актриса

Я безумно люблю этот кинотеатр. Я называю его «Соловей» (скорей всего не одна я его так называю, да и люблю). Честно говоря, я хожу только туда на все фильмы: у этого Киноцентра очень хороший вкус, отличные уютные домашние зальчики и – что немаловажно – лучшая цена на билеты.

Вообще приходишь туда, как к себе домой. С этим кинотеатром у меня связано очень много хороших воспоминай ) Там были первые свидания (а я уже взрослая дама). Была история ... Как-то раз вышла из кинотеатра после просмотра фильма, была одухотворена увиденным и хотела обсудить все это, так сказать, с молодым человеком, с кем я была на просмотре. А он не понял фильм, мы поругались прямо в кинотеатре и больше не виделись. Вот так закончился роман, который не успел начаться. У меня есть подруги киноманы, с которыми мы утром встречаемся, идём на фильм в «Соловей», а потом завтракать ) И это уже у нас ритуал ,честно, уже не представляю свои походы в кино без «Соловья»!

Борис Хлебников, режиссер

После того, как мы всем киносообществом просрали это здание – а это случилось, когда оттуда был вынужден съехать Музей кино – мне его уже совсем не жалко, если честно. А в Музее кино на Красной Пресне я провел всю юность, и по отношению к нему у меня самые теплые воспоминания. И сейчас мне дико жалко, конечно, что мои дети не могут туда попасть. А тот факт, что Музей кино переехал на ВДНХ, но с другими людьми и без Наума Клеймана, только усугубляет положение.

С другой стороны, в какой-то момент в Киноцентре сидела кинокомпания «Коктебель», для которой я снимал свои фильмы. По отношению к этому у меня присутствуют некие ностальгические чувства. Но вообще это, на самом деле, довольно страшное здание мне ни капли не жалко, и то, что оно сейчас будет руинировано, возможно, хотя бы положит конец всем его страданиям. 

Роман Прыгунов, режиссер

Сейчас это довольно плохой кинотеатр, но с репертуарной политикой повторного фильма, поэтому польза, конечно, в нем есть. Когда-то у меня там приятеля одного убили – хозяина «Арлекино»: во всех новостях было. Застрелили показательно, днем, прямо на ступеньках перед входом. Так что, ну так себе воспоминания. Еще с обратной стороны, где Музей кино, одно время на четвертом этаже баня с проститутками была. Там еще студия у моего друга Мазаева рядом – я у него часто бываю, поэтому видел.

Илья Миллер (кинокритик, главный редактор Kinomania.ru)

В Киноцентре на Красной Пресне (предпочел бы уйти от названия «Соловей») я бывал несчитанное количество раз – особенно часто в те годы, когда там квартировался Музей кино, по несколько раз в неделю. Большая часть этих походов проходила достаточно однообразно и ограничивалась просмотром различного рода кинокартин. Поэтому мне больше запомнился тот раз, когда посещение этого места не завершилось просмотром кино, что было редкостью. Когда я работал в независимой кинопрокатной компании, у нашего руководства возникли подозрения, что кинотеатры обманывают нас и не делятся прибылью от билетов в оговоренных пропорциях 50/50. В связи с этим все сотрудники компании на ближайших выходных должны были выступить в роли проверяющих. Нам выдали доверенности и проинструктировали, что делать. Мне достался Киноцентр, и в воскресенье вечером я просунул в окошко кассы свою доверенность, сказал, что я из такой-то компании, и мне выдали корешок с проданным количеством билетов на ближайший сеанс нашего фильма. Затем я пошел к тому залу, где он демонстрировался, представился бабулям-контролерам, занял выгодную позицию на диване и приготовился считать зрителей по головам. Их число должно было соответствовать информации из кассы, в ином случае возникли бы проблемы. Так как компания была независимая, фильм шел в одном из небольших залов, все билеты в него были распроданы, и насчитать мне надо было человек 20-25. По мере приближения времени сеанса бабушки все заметнее нервничали, хоть зал и заполнялся постепенно. Когда сеанс стартовал, до полной квоты не хватало троих-четверых человек, и на моем лице уже невольно играло торжествующее выражение «Держи вора». Спустя еще несколько минут восторжествовали уже билетерши, увидев в опустевшем холле Киноцентра веселую компанию, груженую бутылочками шампанского Asti и ведрами попкорна, пытающуюся найти свой зал. Проверив билеты и запустив опоздавших, бабушки назидательно озвучили мне свой вердикт: «Другого зрителя у нас для вас нет!». Вот этот исключительно человеческий фактор всегда сильно ощущался в киномуравейнике на Пресне, и именно его будет остро не хватать в случае исчезновения с карты Москвы. 

Илья Максимов, режиссер

Киноцентр – это прекрасное место. С ним связана моя молодость, я там прекрасно проводил время. Было классно. Хотя здание само было достаточно холодным. Там был Музей кино, в котором было много небольших залов, где все время показывали фильмы старинные и не только. В нем была очень грамотная политика именно подбора кинопрограмм. Всегда были полные залы. Это очень важный был момент образовательный, даже, я бы сказал, самообразовательный для большинства молодых людей моего поколения. Туда ходили смотреть фильмы, знакомиться с искусством. А потом, к сожалению, так произошло, что закрыли все эти замечательные залы.

Мои истории, связанные с Киноцентрам все хулиганские – это было хулиганское время, 90-е года, время свободы, мы пили портвейн, ходили в кино – это было прекрасно. В том виде в каком он был, вряд ли его уже откроют.

Я думаю, что снесут его и на его месте откроют какое-то коммерческое заведение, но одновременно с киноцентром. Так же, наверное, произойдет и с Домом кино, который на Брестской. Мне кажется, его тоже как-то надо переформатировать. В том виде, в котором он сейчас находится, это не очень прикольно все: старый зал, плохая проекция.

Еще в Киноцентре были ужасные ночные клубы. Мне повезло в них быть – отвратительное место. Так что, мне кажется, снести надо к чертовой матери это здание побыстрее и построить там что-нибудь хорошее, какой-нибудь Дворец кино, Дворец кинофестивалей. Я за то, чтобы были большие залы с большими экранами. Если там сделают большой зал с огромным экраном, который будет больше, чем сейчас – я за. А если вообще там к кино не будет никакого отношения, то я против.

Поделиться