Жизнь Ли

Жизнь Ли
Десять лучших фильмов Энга Ли, блестящего режиссёра с невероятным КПД, обладателя двух «Оскаров», двух «Золотых глобусов», двух «Золотых медведей» и двух «Золотых львов». Сегодня ему исполняется 60 лет.

кадр из фильма
кадр из фильма
Тайванец Вэй (Уинстон Чао) живёт на Манхэттене счастливым гражданским браком с голубоглазым американцем Саймоном (Митчел Лихтенштейн). Жизнь омрачают лишь проблемы с купленным на отцовские сбережения зданием, на ремонт которого никогда нет денег, и щемящие аудиописьма на кассетах от матери, которая беспокоится, что у сына до сих пор нет жены. В порядке одолжения Вэй заполняет анкету в брачном агентстве, заявляя самые невозможные параметры для избранницы мечты (оперная певица ростом не менее 1,77 м — это для китаянки-то, знание пяти иностранных языков, две учёные степени). Через океан несётся ответ: ждите — высылаем. Встреча в Нью-Йорке обнажает бесперспективность знакомства. Тогда Саймон предлагает написать родителям, что невеста есть, но рассказать о нёй уже два года как страшно — ведь она из континентального Китая. Мистер и миссис Гао прилетают едва ли не первым самолётом, ведь их сыну нужна настоящая восточная свадьба.

Вторая полнометражная работа Энга Ли, разместившаяся в серединке его «тайваньской» трилогии. Режиссёр берёт за основу ветхую даже по меркам начала девяностых сюжетную конструкцию с фиктивным браком и обязательно надрывной, шумной свадьбой по этому поводу, и легко балансирует между нравоучительной патетикой и трёхгрошовым ситкомом. Идеологическая колея, на которую режиссёр ставит свою тележку (и без видимых усилий везёт двадцать лет), уже здесь глубока и неизменна. Весь Ли — про чужаков, отверженных, жертв обстоятельств, осваивающих новую жизнь, и конфликт поколений, даже не конфликт, а то, что в английском называется generation gap: зазор, которого старшие не понимают, а младшие — стесняются. На этих рельсах получивший американское кинообразование сын китайского педагога, эмигрировавшего в Тайвань в 1949 году после поражения Гоминьдана, въедет в высшую лигу лучших режиссёров современности. Такая идеологическая биполярность сильно повлияла на режиссёрскую оптику Энга Ли. Обратной стороной стал приклеившийся и очень поверхностный — как и все ярлыки — ярлык режиссёра-хамелеона, способного одолеть любой материал и всякую географию. Темы-то у Ли всегда плюс-минус одни и те же, меняются лишь сюжеты. И да, в «Свадебном банкете» есть его единственная мимолётная актёрская работа, объясняющая, почему китайцы только кажутся тихим, дисциплинированным народом.

кадр из фильма
кадр из фильма
Мастер Чу (выдающий Лун Сихун, рекордсмен по количеству появлений в фильмах Ли — их у него четыре) ждёт на ужин трёх своих дочерей. Старшая работает учителем в школе и лечит давние, никак незаживающие душевные раны христианством. Средняя, самая современная и раскрепощённая, успешно делает карьеру в авиакомпании и вот-вот должна упорхнуть из отчего дома. Младшая, лёгкая и наивная, работает в закусочной и учится. Сам Чу — национальное кулинарное достояние, лучший повар Тайбэя, с возрастом теряющий вкус, но не прекращающий готовить фантастические блюда — на опыте, руки всё знают сами.

Самый громкий крик азиатского кино девяностых — потеря национальной идентификации (основной повесткой следующего десятилетия станут поиски в тёмных глубинах эго) — подан в «Есть, пить, мужчина, женщина» настолько тактично и универсально, что ближе к фееричному финалу, осознаёшь не только режиссёрскую мудрость Энга Ли, но фантастическое чутьё продюсеров, выбравших его для экранизации «Разума и чувств». Очень восточная семейная история про кухню, старика и трёх его дочерей — с её умными, тонкими героинями и чередой не стоящих их мужчин — оказывается очень «джейностиновской». Ли — прекрасный рассказчик, как никто другой умеющий менять регистры и бесшовно сшивать воедино разные судьбы.

кадр из фильма
кадр из фильма
Патриарх семейства Дэшвудов (Том Уилкинсон) на смертном одре велит старшему сыну Джону (Джеймс Флит) поддерживать его супругу (Джемма Джонс), мачеху Джона, и трёх её дочерей. Тот, по всему видно, не против, но привык слушать подколодную супругу Фанни (Харриет Уолтер), у которой свои виды на фамильный капитал. Несчастным и почти разорившимся, но гордым женщинам Дэшвуд приходится сначала сократить до минимума штат слуг, а потом и вовсе искать новое жильё поскромнее — в родовое поместье заселяется Джон с женой. До этого старшая из дочерей Элинор (Эмма Томпсон) успевает запасть в душу брату Фанни Эдварду (Хью Грант), который, несмотря на кровное родство с врагом номер один, оказывается человеком достойным и обаятельным. Мэрион (Кейт Уинслет), средняя, в силу девичьего максимализма и тяги к сильным чувствам, ошибочно влюбляется в бойкого красавца Джон Уиллоуби (Грег Уайз), появляющегося в её жизни на скакуне под звуки раскатов грома.

История гласит, что продюсеры искали постановщика «Разума и чувств» среди варягов, не пробовавших на зуб прозу Джейн Остин. Ли уже к тому времени нашумел — больше среди фестивальной и академической аудитории — своей трилогией и понравился им ровно тем, за что хвалили его ранние фильмы — выверенным, лёгким и остроумным нарративом, сбалансированным между семейным и социальным. Ли осваивает викторианскую Англию, что называется, с колёс — не убавить, не прибавить, так всё точно и монолитно. Ли чувствует (ключевое слово, кажется, к любой его постановке) каждого героя, ловко играя с типажами классической английской литературы, и вносит свою лепту в золотой век костюмных экранизаций, пришедшийся на девяностые. Тогда целой плеяде режиссёров (Джеймс Айвори с лучшими работами «Усадьбой Хауардс-Энд» и «На исходе дня», «Крылья голубки» Йена Софтли, «Эмма» Дугласа МакГрата, непременный минисериал «Гордость и предубеждение» с Колином Фёртом) удаётся выступить единым фронтом против входящего в моду тарантиновского постмодернизма и завоёвывающего территории клипового монтажа. Интонационно вроде бы ничего не изменилось — и Остин, и Доктороу, и Генри Джеймс точно не переворачиваются в гробу, но в их экранизациях появляется воздух.

кадр из фильма
кадр из фильма
1973 год. Родители болтают про свингерские вечеринки и обсуждают «Глубокую глотку». Подростки говорят о политике и спешат расстаться с невинностью. Из телевизора вещает Никсон. Все — чужие: президент — стране, отцы — детям, супруги — друг другу. Кругом бьющие точно в цель метафоры эпохи: под ногами — опавшая листва, в прогнозах погоды — ледяной ветер. В таком эмоциональном холодильнике проходят две незадавшиеся вечеринки (ещё одна мощная метафора) — у старшего и младшего поколений.

Горькая история распада семьи и нации. Оба института сильно дискредитированы предыдущим десятилетием и раскалываются от похмелья. Секс переместился в квартиры, спрятался за фасадом американского благополучия. У Ли на руках фантастический сценарий — по книге Рика МудиДжеймса Шеймуса, его постоянного соавтора и продюсера, позволяющий не только нарисовать портрет эпохи, но и поставить ему диагноз. Когда дети рассуждают о политике — это совсем нездорово, проходили — знаем. Если «Разум и чувства» был фильмом идеальным от замысла до реализации — с продюсерским чутьём, лёгким сценарием Эммы Томпсон и феноменальным британским кастингом, то «Ледяной ветер» — первым великим. Как покажет время, если Ли берётся за большие проекты, то никогда не врёт в деталях и нюансах. В маленьких же — доходит до молекул и вирусов. Не заболеть после них невозможно.

кадр из фильма
кадр из фильма
Великий воин Ли Му Бай (Чоу Юнь-Фат) возвращается с гор, где домедитировался до глубокой скорби и полного отказа от боевых искусств. Он передаёт свой легендарный «Меч Зелёной Судьбы» Шу Ли Ен (Мишель Йео) и просит отвести 400-летнее оружие в Пекин его другу господину Те (Лун Сихун). Тот отказывается принять дар, но обещает присмотреть за мечом. Шу Ли Ен знакомится с молодой Джен (Чжан Цзыи), которую родители готовят к свадьбе, не спросив кого она любит на самом деле. В ту же ночь меч крадёт таинственный летучий воин. Все подозрения — на злодейку Нефритовую Лису. Ли Му Бай уже в Пекине, с Нефритовой лисой у него свои счёты — когда-то она убила его учителя.

В «Крадущемся тигре...» Энг Ли впервые прикрывает свой «западный» глаз и полностью совпадает с национальным боевым кинематографом — поэтичным, хореографическим, лишённым всякой гравитации. Поединок в бамбуковом лесу — абсолютная классика даже не фильмов о единоборствах, а всей восточной кинотрадиции. Именно здесь Ли вырастает в мастера, способного говорить самые пафосные вещи с искренней интонацией. Эти категории сегодня почти никому не даются, перекочевали в сказки (спросите у Питера Джексона) и пишутся исключительно с большой буквы — и теми, кто солидарен, и теми, у кого они обычно застревают поперёк горла. Ли обретает этот язык тоже в небывальщине (по-другому западная цивилизация «Тигра с драконом» вряд ли примет), но позже переносит его и на сугубо реалистичный материал.

кадр из фильма
кадр из фильма
Первые полчаса смотрятся, как скучное кино про учёных и ВПК. Генетик-бессребреник с детской травмой Брюс Бэннер (Эрик Бана) со своей коллегой и экс-возлюбленной Берри Росс (Дженнифер Коннелли) изучают действие препарата, благодаря которому — под действием гамма-лучей — в организме происходит стремительное восстановление повреждённых клеток. Эксперименты над жабами дают надежду, но лишь на секунды, пока животные не взрываются. Научный прорыв даётся совершенно случайно — когда Бэннер сам получает смертельную дозу облучения, но не умирает. Теперь он способен превращаться в минуты ярости в мускулистого зелёного монстра.

Самый, пожалуй, странный и, точно, неоднозначный кинокомикс Marvel рождался в муках. До того, как в капитанскую рубку забрались Энг Ли и Джеймс Шеймус, проект пережил трёх или четырёх потенциальных режиссёров и с десяток сценаристов (среди них, к примеру, можно обнаружить Дж. Дж. Абрамса и сценариста «Мстителей» Зака Пенна). Раньше — а разработка началась в начале девяностых — Халка хотели стравить то с террористами, то с акулами, сделать смешным нёрдом и продать как хрустящее семейное лакомство. Захват власти тандемом, ответственным за «Ледяной ветер» и «Разум и чувства», привёл к сильному крену в сторону древнегреческой трагедии и бурному флирту с психологией. Ли оказался, кажется, единственным — да простит секта Нолана — режиссёром, кого комикс не заставил играть по установленным правилам. Скорее уж, наоборот — Ли оказался выше материала, подмял его под себя и очевидным образом перегрузил. «Халк» — единственный фильм режиссёра, который следует признать творческим поражением (впрочем, там были проблемы и с кассой). Но это прекрасный провал («Погоня с дьяволом» и «Штурмуя Вудсток» недостаточно крупны по замыслу, потому и рассыпаются с меньшим шумом), только подтверждающий исключительность Ли, как уже даже не мастера, а автора (почувствуйте разницу). Невероятная работа видна в каждом кадре, визуализация бумажного комикса не может не восхищать (пиком становится эпизод транспортировки пленённого Халка), а на финальном диалоге отца (великий Ник Нолти) и сына Бэннеров вдруг понимаешь, что довольно изнурительные два часа — вынужденная полумера, а снимать надо было на двух стульях и на чёрном фоне.

кадр из фильма
кадр из фильма
1963 год. Два ковбоя с дурацкими именами, Эннис Дель Мар (Хит Леджер) и Джек Твист (Джейк Джилленхол), нанимаются пасти овец на крутых склонах Вайоминга. Работа вахтовая, предполагающая длительный — на всё лето — совместный быт в разбитом на двоих лагере с тесной палаткой, костром и невыносимо холодными ночами. В одну из таких ночей произойдёт то, из-за чего название фильма оторвётся от его художественной ценности и пойдёт гулять по наиболее неполиткорректным уголкам планеты и интернета.

После большого студийного проекта, каковым был «Халк», Ли решил сосредоточиться на материале меньших масштабов и трудозатрат. Он снова, как и в «Халке», выступил режиссёром на замену, вытащив проект, который не смог поставить на рельсы Гас Ван Сент. Тот собирался снимать в главных ролях Мэтта Деймона и Хоакина Феникса, но потерпел крах уже на стадии кастинга — найти пару молодых голливудцев в кино о ковбоях-геях, даже на первоклассную драматургию — оказалось сложнее, чем можно было предположить. Ли откровенно повезло с Леджером и Джилленхолом, не только самыми отважными, но и просто лучшими в своём поколении. Получилась одна из самых искренних и безысходных историй любви в истории кинематографа, в которой несколько раз за фильм отчётливо хочется в петлю; триумф каждого звена команды создателей — от хрупкой и возвышенной режиссуры Ли, деликатного сценария и операторской работы Родриго Прието до музыки Густаво Сантаоллала и работы гримёров. За «Горбатую гору» Энг Ли получил свой первый режиссёрский «Оскар».

кадр из фильма
кадр из фильма
Студенческий театральный кружок играет в оккупированном Японией Гонконге патриотические спектакли и занимается шпионской самодеятельностью. Труппа забрасывает свою основную актрису (Вэй Тэнг) на передовую — в благородное общество недосягаемого для простых смертных прояпонского чиновника-марионетки, господина И (Тони Люн). Здесь она должна закрепиться в образе его любовницы и, получив доступ к телу, казнить предателя. Операция срывается, когда господин И внезапно уезжает в Шанхай, и возобновляется через четыре года.

Второй (первый был «Крадущийся тигр...») побег Ли к родным пенатам, закрывший вторую голливудскую главу его карьеры, более сложную и головокружительную. Максимально растянув свой режиссёрский диапазон «Халком» и «Горбатой горой», Ли не останавливается и берётся за откровенную — в плане секса — историческо-шпионскую лав-стори на больную для Китая тему. «Вожделение» ещё раз доказывает, что Ли работает с едиными на все фильмы мотивами, достигая при этом своих пиков с самым противоречивым материалом. Здесь он позволяет себе откровенные сексуальные сцены, впервые вылезает из более-менее щадящего двух-с-половиной-часового хронометража и добивается странного пост-эффекта. «Вожделение» похож на капризный цветок, с трудом приживающийся в новом грунте. Если вы вдруг не заснули (секс в фильме явно не помощник), а ваши глаза и уши понимают, какую работу проделали великие Родриго Прието и Александр Депла, но это кино обязательно будет ещё долго расти в вас.

кадр из фильма
кадр из фильма
Богом забытая глушь в окрестностях Нью-Йорка, 1969 год. Родители Эллиотта Тичберга (Деметри Мартин), евреи-иммигранты из Минска, владеют мотелем, который в трудные минуты без стеснения называют свалкой. Сын, дизайнер и художник, ломает голову, как капитализировать здешний пасторальный ландшафт, пока на него не сваливается странная делегация с известием, что в соседнем Вудстоке завернули масштабный рок-фестиваль из-за бумажной волокиты. У него же на руках есть разрешение на проведение мероприятия в родном Бетеле, которое он сам себе выписывает, будучи главой местного муниципалитета. Местные сначала бунтуют, что хиппи засыплют город наркотиками и будут по ночам насиловать их животных, но, оценив людской поток, великодушно стригут купоны.

«Штурмуя Вудсток», снятый по мемуарам того самого Эллиота Тичберга, позже переименовавшего себя в Тайбера, обнажает единственную брешь в режиссёрской броне Энга Ли. Он несильно жалует «горизонтальные» сюжеты, ему везде нужна опора на строгую вертикаль — нужен большой герой. Это вышло наружу в не очень удачной «Погоне с дьяволом» и совсем не проявилось в «Ледяном ветре», где режиссёр делает главным любого, кто появляется в кадре. Ли работает по правилам не документа эпохи, но ретро-комедии: в кустах ползает свихнувшийся ветеран Вьетнама с посттравматическим синдромом (Эмиль Хирш), почти на первый план выпирается мускулистый трансвестит (в запомнившемся лучше других образе Лива Шрайбера), нелепые арт-перформансы, обязательный галлюциногенный наркотрип (выруливающий, впрочем, в лютое визионерства уровня «Жизни Пи»). Словом, всё достаточно аутентично, но режиссёр разъезжается в шпагате между двух взаимоистребляющих жанров — комедией и срезом эпохи. Для первого в фильме мало очевидных комедийных хуков, для второго — «духа времени», поданного как-то впроброс и явно отсюда, из нулевых. С другой стороны, это новый — оптимистичный — Ли. Подходить к «Жизни Пи» после «Горбатой горы» или «Вожделения» было бы значительно сложнее.

кадр из фильма
кадр из фильма
Сын владельца зоопарка Писин Патель (сам он предпочитает лаконичное Пи) переезжает с семьёй и всеми зверями из Индии в Канаду. Судно попадает в страшный шторм и терпит крушение посреди океана. Юноша оказывается в одной лодке с зеброй, гиеной, орангутангом и бенгальским тигром по кличке Ричард Паркер. Количество фауны быстро уменьшится, и Пи окажется один на один с величественным полосатым хищником, которого, несмотря на всю его неуживчивость, он терять не намерен.

Безусловно, «Жизнь Пи» — кино для IMAX’ов. Но в этой не сказать чтобы благородной компании — зачастую и вовсе нерукопожатной — фильм смотрится деликатесом, а не высококалорийным фаст-фудом, как остальные. Бездонная, как казалось, красота «Крадущегося тигра...» здесь приобретает совсем неприличные масштабы, но глаз не замыливает. Режиссёр оказывается идеальным «неверным рассказчиком», а именно такой нужен для экранизации книги Янна Мартела. Ли верит в то, о чём говорит. Кажется, он даже не пытается играть, а точно знает, как пахнет воздух, которым он никогда не дышал. В лучших работах Энга Ли хочется говорить об атмосфере и воздухе, а не о золотых руках и сердце режиссёра. Чтобы это окончательно сформулировать, потребовался самый невозможный, неподъёмный для экранизации материал — два часа мытарств в одной лодке с тигром. Визуальная роскошь картины могла бы оказаться только блестящим фасадом, но Ли подкрепляет это верой в каждое слово, из-за чего даже такие банальные истины, за которые в авторском кино давно морды бьют (вроде «самое главное — не терять надежду»), не успевают испариться, набирая необходимый вес. После «Жизни Пи» в голову лезут две вредные мысли: о том, что про Ноя можно было снять совсем другое кино, и о том, что главный «Оскар» за индийский колорит следовало придержать до 2013 года, а не портить им хорошего английского режиссёра.

Поделиться