Хэллоуин по-русски

Хэллоуин по-русски
Считаете, что раз Хэллоуин — это иностранный праздник, то и фильмы для него существуют только иностранные? А вот и нет! Сегодня мы постараемся переубедить вас. Теперь бояться — ваша очередь.


 

Для пущего эффекта режиссеры выбирали не самые оптимистичные сюжеты для своих картин. Евгений Бауэр предпочитал психологические драмы (которые особо впечатлительных натур могут вполне свести с ума). Один из его самых известных фильмов — «После смерти», поставленный по мотивам рассказа Тургенева «Клара Милич». Несчастная любовь, яд, самоубийства, душевная тоска, духи и видения... Фильм кажется прекрасным и жутким одновременно, и если и не пугает в прямом смысле, то уж точно впечатляет. 

 

Еще одно творение Бауэра, не менее таинственное и печальное. Ни грамма счастья, сплошные предательства, разбитые сердца и зловещие персонажи явно не из этого мира. Здесь тоже играет Вера Каралли — актриса и танцовщица балета с грустными бездонными глазами. Кстати, сама Каралии — персонаж не менее загадочный, чем ее героини. Долгое время скрывался тот факт, что актриса была непосредственным участником убийства Распутина. 


Все люди изначально не плохие, но неизвестно, кто как себя поведет, попав под искушение соблазном. Об этом задумал фильм режиссер Яков Протазанов, и получилось у него, мягко говоря, жутковато. Персонажи сходят с ума, хотя раньше никак к этому склонны не были. Так что осторожно, господа зрители, кто знает, какой зловещий голосок может внезапно зазвучать у вас в ушах и начать склонять к безумствам.


кадр из фильма
кадр из фильма
За яркими сказочными пейзажами советские кинематографисты традиционно отправлялись либо в Чехословакию, либо в Прибалтику. За сумрачными лесами и туманными далями, собственно, туда же. Вот и в 1991 году режиссеру Владимиру Брагину пришло в голову поселить в прибалтийской чаще оборотней (в народе — Люми), которые раз в сто лет вылезают полакомиться местными жителями. Однако обязательно находится тот, кто не пугается монстра и вступает с ним в схватку... В общем, сюжет на серьезность не претендует, и если вам вдруг показалось, что какой-то французский сказочник на эту тему уже писал, то вам не показалось. Но посмотреть на оборотня советского разлива занятно. 


кадр из фильма
кадр из фильма
От рассказа А. К. Толстого «Семья вурдалака», по которому задумывался фильм, мало что осталось — режиссеры Игорь Шавлак и Геннадий Климов перенесли действие в 90-е и главной жертвой сделали московского журналиста, который если бы знал, чем обернется для него далекая командировка, ни в жизни бы не поехал. 

В российской глубинке мрачных пейзажей вполне хватает. И нечисть у нас своя, родная — не заграничные вампиры, а местные вурдалаки, которые тоже кровушкой поживиться не прочь, и еще как. Хотя люди сами виноваты: имя покойного произносят, когда еще девять дней не прошло с его смерти? Произносят. Могилы свежие раскапывают? Раскапывают. А потом удивляются. 

... И лучше не смотрите этот фильм в доме, где что-нибудь скрипит, ладно? 


кадр из фильма
кадр из фильма
Считается одним из первых советских фильмов ужасов, который, правда, вышел, когда Союза уже не стало. Самоубийства, призраки, видения — полный комплект. От фильма веет диким духом кладбища — не готически-романтического, а такого донельзя реального, со свежевскопанной глиной и скрипящими калитками на оградах. Никакой надежды, только страх, порожденный безысходностью. Фильм высасывает любые радостные эмоции — существуй роулинговские дементоры на самом деле, они бы при просмотре рыдали в голос. 

Рекомендовано людям с крепкой психикой, не склонным к депрессиям и самоедству. И никто не говорил, что будет легко. 


кадр из фильма
кадр из фильма
Это история художника, который захотел переиграть Бога. Очень утонченный фильм, снятый по мотивам рассказа Александра Грина «Серый автомобиль». Красота его абсолютно мистическая, и чем дальше смотришь, тем больше она затягивает тебя, порождая страх, построенный на контрасте — не от ужасного, а от прекрасного. Плюс музыка, от которой мороз по коже. Плюс замечательная работа так рано покинувшего нас Виктора Авилова. Все вместе — воистину страшная сила. 


кадр из фильма
кадр из фильма
О, советский «Вий»! «Поднимите мне веки», красавица-панночка Варлей, куча костюмированной нечисти и летающий гроб. Для своего времени фильм получился действительно страшным — и успех имел огромный. Рассказывают, что съемочная группа во время съемок тоже натерпелась страху. Так, во время полета в гробу Наталья Варлей из него выпала — и не поймай ее Леонид Куравлев, никто не знает, чем бы все закончилось. 


кадр из фильма
кадр из фильма
У режиссера Ирины Поволоцкой из сказки Аксакова получился настоящий мистический триллер. Страшнее, наверное, сняли только чехословаки — их версия легенды о Красавице и Чудовище вышла на год позже. 

Советский фильм завораживает и пугает причудливыми декорациями и игрой цвета. Плюс музыкой, от которой кровь стынет в жилах. Еще надо отметить персонажей — чего стоит одна Волшебница со своим павлином, вот уж кого правда надо бояться, а не тихое-мирное Чудовище! На протяжении всего фильма не только сочувствуешь заколдованному принцу из-за его непрезентабельного облика, но и удивляешься — как он прожил столько времени в окружении настолько странных персонажей и не тронулся рассудком. 


кадр из фильма
кадр из фильма
Многие признаются, что боялись в детстве этого фильма Александра Митты. А когда выросли и пересмотрели, то полюбили его по-настоящему. «Сказка странствий» — это не страшная, но до бесконечности печальная притча. Каждый видит в ней что-то свое. Да, она местами темная, местами гротескная, местами жутковатая, но вместе с тем прекрасная и трогательная. А музыка Альфреда Шнитке после просмотра еще долго будет звучать в вашей голове.

Поделиться