Рецензия на фильм Дени Вильнёва «Дюна»

В прокат вышел фантастический эпос «Дюна» — новая работа Дени Вильнёва («Бегущий по лезвию 2049») и один из самых ожидаемых фильмов года. О том, какой вышла новая экранизация классического романа Фрэнка Герберта, рассказывает Дмитрий Соколов.

В далеком будущем человечеством, расселившимся по множеству планет, управляют Великие Дома, над которыми возвышается Император. Но вся огромная и сложная система межзвездных перелетов зависит от специи — вещества, которое можно найти лишь на одной планете: пустынном Арракисе. Долгие годы Арракисом управлял алчный Дом Харконненов, однако теперь Император передает контроль над планетой Дому Атрейдесов, который намерен не только поддерживать нужный уровень добычи специи, но и достичь перемирия с фрименами — местными жителями Арракиса, враждебно настроенными по отношению к любым чужакам. Но задача эта, конечно же, окажется намного сложнее, чем казалось.

«Дюна» — очередная попытка перенести на экран одноименный роман Фрэнка Герберта, вышедший в 1960-х и немедленно ставший классикой научной фантастики. Хотя экранизировать историю про Арракис пытался чилийский визионер Алехандро Ходоровски еще в 1970-х, его проект до реализации не дошел, а версия Дэвида Линча, снятая в 1984-м, с грохотом провалилась в прокате, хоть и приобрела культовый статус. Дело в том, что роман Герберта не только огромное по объемам, но и многослойное произведение, в котором экология, философия и религия переплетаются с аллюзиями на исторические события и политическими комментариями. И главная победа Дени Вильнёва как постановщика — в том, что ему удалось сохранить хотя бы общие очертания столь сложного комплекса тем в одном фильме.

В основе своей его «Дюна» — история становления героя, рассказывающая о превращении молодого и неопытного Пола Атрейдеса в могущественного и харизматичного лидера. При этом Вильнёв умело связывает семейные коллизии и политические интриги, не забывая подробно показывать мир, в котором происходит действие. Столь подробно проработанной вселенной в фантастике мы не видели, пожалуй, со времен «Аватара»: на фоне монументальной «Дюны» недавние эпизоды «Звездных войн» выглядят ярким, но нелепым фанфиком. Оператор Грег ФрейзерЗвездные войны: Изгой-Один», «Лев») умело демонстрирует эффект масштаба, показывая колоссальные постройки, межзвездные корабли и гигантских червей, на фоне которых люди кажутся еле заметными песчинками. Величественные инопланетные пейзажи дополняет музыка Ханса Циммера (ради «Дюны» он отказался от работы над «Доводом»), привыкшего к работе над проектами эпических масштабов. Об актерской игре и говорить не стоит: весь основной состав демонстрирует привычное мастерство; особо отметить хочется даже не Тимоти Шаламе, а Оскара Айзека в роли его отца, герцога Атрейдеса, и Ребекку Фергюсон в роли наложницы Леди Джессики, которая поначалу держится в тени, но к финалу оказывается едва ли не главной героиней.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

При этом, дословной адаптации фанатам книги ждать не стоит. Вильнёв сохраняет лишь центральный сюжет романа, отсекая или сокращая многие второстепенные, хоть и значимые во вселенной «Дюны» линии. Зрителям, не знакомым с книгой, фильм может сначала показаться перегруженным деталями, но сценарий довольно четко обрисовывает расстановку сил в первые полчаса, чтобы затем расставить все фигуры на доске и приготовиться к кульминационной битве. Кое-что из авторских решений может вызвать недоумение (вроде смены пола у одного из важных персонажей), но, как ни странно, при хронометраже длиной два с половиной часа в «Дюне» практически нет лишних сцен. Тем не менее ближе к концу Вильнёв сбивается с темпа, и может возникать ощущение затянутости. Впрочем, сценарий вовремя переключается между персонажами, так что эти потери в ритме повествования не фатальны для восприятия.

«Дюна» при всем ее межпланетном размахе — на удивление цельный фильм, в котором масштабный экшн органично сочетается с семейной драмой и ненавязчивым, но отчетливым социальным комментарием. И это то зрелище, которое стоит видеть на большом экране.

Поделиться

Главные темы

Смотреть все
Мелодии для маньяков: Клаудио Симонетти, Goblin и джалло-диско
Статьи
Мелодии для маньяков: Клаудио Симонетти, Goblin и джалло-диско
50 лет назад – весной 1975-го – в прокат вышел культовый хоррор «Кроваво-красное», ставший образцом джалло. В фильме сочные цвета, изобретательные убийства и стильные кадры идеально дополнял саундтрек от прог-рок-группы Goblin, одним из важнейших участников которой был Клаудио Симонетти, ставший ведущим жанровым композитором. KNMN рассказывает о творческом пути этого выдающегося автора, без которого невозможно представить музыкальную палитру джалло
Опасный перфекционизм, меломания и пытливые почтальоны в «Потерянном письме»
Рецензии
Опасный перфекционизм, меломания и пытливые почтальоны в «Потерянном письме»
Опасный перфекционизм, меломания и пытливые почтальоны в «Потерянном письме»
Рецензии
Голая невеста, мертвые друзья и настоящая любовь в «Путешествии на солнце и обратно» Романа Михайлова
Опасный перфекционизм, меломания и пытливые почтальоны в «Потерянном письме»
Рецензии
Летун с деревянными крыльями и особенности национальной жизни в сказке «На этой земле» Ренаты Джало