Рецензия на фильм «Игра в имитацию»

В 1951 году в Манчестере полиция расследует взлом квартиры некоего Алана Тьюринга (Бенедикт Камбербэтч). Оказавшись на месте преступления, стражи порядка понимают, что имеют дело с неким мистером Иксом, скрытным учёным, сильно смахивающим на социопата, пренебрегающим не только услугами правосудия, но и элементарными правилами хорошего тона. Тумана добавляет загадочный громоздкий механизм, установленный в одной из комнат его скромного жилища.

Потом сюжет отступает на двенадцать лет назад, и мы видим, как 27-летний математик-криптограф Алан Тьюринг в той же невыносимо дерзкой и высокомерной манере приходит устраиваться на работу в Блетчли-парк, главное шифровальное подразделение Королевства, в стенах которого запускается новая секретная программа по взлому немецкой шифровальной системы «Энигма». Задача, как нам потом объяснит протагонист, из невозможных: двадцать миллионов лет на её решение — звучит действительно безнадёжно. Тьюринг приступает к работе в команде под руководством шахматного чемпиона Хью Александра (Мэттью Гуд), но скоро перехватывает бразды правления и пускается в свой Крестовый поход.

Говоря что-то обвинительное в адрес «Игры в имитацию», нетрудно угодить в обычную для всякого рецензента ловушку, и выдвинуть железобетонный тезис: как корабль назовёшь, так он и поплывёт. Но нет, тогда бы фильм должен был называться «Игра в манипуляцию». Для большого режиссёра норвежцу Мортену Тильдуму не хватает сомнения в своих героях, какого-то изъяна, делавшего его новый фильм живым и не настолько просчитанным и предсказуемым до последнего кадра. Совершенно необязательно знать трагическую историю великого британского математика Тьюринга, заложившего основы светлого будущего электронно-вычислительных машин, чтобы предвидеть все сюжетные коллизии «Игры...».

В сети Тильдума приплыла идеальная (а всё идеальное, как известно, скучно и проигрывает всему, в чём чувствуется дыхание жизни) драматургия Грэма Мура, которую уже сейчас можно внедрять в программу киношных вузов и любых сценарных курсов. Но Тильдум с ней очевидным образом переосторожничал, растеряв обнародованную в своих же «Охотниках за головами» наглость и поставив во главу угла интересы зрителя. Может показаться, что обвинять в этом фильм, который обязательно понравится подавляющему проценту зрителей, цинично, но куда циничнее не требовать от зрителя ни единого усилия и программировать со стопроцентным результатом каждую его реакцию.

В одной из финальных сцен фильма следователь с учёным задаются вопросом, могут ли машины думать, отсылая к знаменитой статье Тьюринга. Авторы «Игры в имитацию» не пытаются ответить на этот вопрос, как и, увы, не лезут в исследование двойной морали, сквозящей здесь из всех щелей, но точно знают, что машины могут снимать кино, притом очень хорошее. Про то, как один гик выиграл войну.

Поделиться

Главные темы

Смотреть все
Мелодии для маньяков: Клаудио Симонетти, Goblin и джалло-диско
Статьи
Мелодии для маньяков: Клаудио Симонетти, Goblin и джалло-диско
50 лет назад – весной 1975-го – в прокат вышел культовый хоррор «Кроваво-красное», ставший образцом джалло. В фильме сочные цвета, изобретательные убийства и стильные кадры идеально дополнял саундтрек от прог-рок-группы Goblin, одним из важнейших участников которой был Клаудио Симонетти, ставший ведущим жанровым композитором. KNMN рассказывает о творческом пути этого выдающегося автора, без которого невозможно представить музыкальную палитру джалло
Голая невеста, мертвые друзья и настоящая любовь в «Путешествии на солнце и обратно» Романа Михайлова
Рецензии
Голая невеста, мертвые друзья и настоящая любовь в «Путешествии на солнце и обратно» Романа Михайлова
Голая невеста, мертвые друзья и настоящая любовь в «Путешествии на солнце и обратно» Романа Михайлова
Рецензии
Летун с деревянными крыльями и особенности национальной жизни в сказке «На этой земле» Ренаты Джало
Голая невеста, мертвые друзья и настоящая любовь в «Путешествии на солнце и обратно» Романа Михайлова
Статьи
Нужно вернуть пару кассет в видеопрокат. 25 лет назад вышел «Американский психопат» с Кристианом Бэйлом