Самый брутальный антигерой комикс-вселенной Marvel в серебряных и голубых лучах экрана принимал различные личины. Медитирующий и по-скандинавски суровый Каратель с лицом Дольфа Лундгрена выглядел внушительно, но в отсутствии фирменных знаков отличия его можно было принять как за Фрэнка Касла, так и за просто здоровенного мужика, волею судьбы взявшегося за оружие. «Вегетарианский» образ, воплощенный Томасом Джейном, имел мало общего с машиной смерти из графического первоисточника, однако нашел своего зрителя (что лишний раз подтверждает фанатская короткометражка «Грязная стирка»). Наконец, Рэй Стивенсон из третьей попытки полнометражной экранизации крушил врагов направо и налево и вообще старался походить на комикс-прототип, но должной популярности не снискал. Во втором сезоне «Сорвиголовы» Джон Бернтал явил миру нового Карателя — сурового, жестокого, практически неостановимого и мертвого внутри — все строго по букве закона идеального вигиланта, лишившегося семьи. Несмотря на второстепенность, арка Фрэнка Касла оккупировала в сериале о Мэтте Мёрдоке серьезный кусок хронометража и практически «украла» шоу у заглавного героя. В Netflix, разумеется, не стали сидеть сложа руки и быстро запустили 13-часовой спин-офф о мстителе.
Повествование подхватывается примерно на том же моменте, где оно остановилось во втором сезоне «Сорвиголовы». Фрэнк Касл карает всех, кто имел отношение к гибели его семьи. Противники спят вечным сном под шестью футами земли, костюм драматично сжигается в бочке, а сам Фрэнк теперь живет под вымышленным именем и симулирует социализацию, с утра до ночи работая на стройке. Но интеграция в общество проваливается: обстоятельства вынуждают в очередной раз вступиться за невинных, а на горизонте начинают маячить скрытые недруги, имеющие отношение не только к темному прошлому Карателя, но и к гибели его семьи
Плюсы свежей многосерийки очевидны. Игра актеров не должна оставить разочарованным даже самого придирчивого зрителя: разумеется, большая часть лавров отойдет Бернталу — и вполне заслуженно, ибо на его мимику и неразборчивое бормотание не надоедает смотреть до самого конца. Сериал выдержан в сурово-реалистичной манере, и на фоне навязчивой окружающей супергероики (речь и о проектах Marvel/Netflix, и о бесконечных комиксовых блокбастерах) «Каратель» буквально освежает. Все экшн-сцены поставлены на загляденье, а одна из них — целенаправленное воссоздание известнейшего момента из одного культового фильма. Какого именно — вы сами догадаетесь. Саундтрек очень качественно подобран и радует широкую аудиторию жанровым разнообразием от Тома Уэйтса до Мэрилина Мэнсона.
«Каратель» делает упор на важные и злободневные проблемы. Особенно остры они, разумеется, для американского зрителя: критика внешней политики США, контроль оружия, поствоенный синдром, ложь и искажение информации со стороны правительства, грань между патриотизмом и фанатизмом. Освещение этих тем проводится как с помощью основной сюжетной линии Фрэнка Касла, так и с помощью внушительного количества арок второстепенных героев.
Однако почти все упомянутые замечательности сериала находятся в тени раздувшихся недостатков. В «Сорвиголове» нам с толком и расстановкой рассказали о смерти Фрэнка Касла и рождении Карателя. Оказывается, лишь для того, чтобы проделать трюк вновь. Собственно, проект должен называться «Фрэнк Касл», потому что именно о нем и речь. У Бэтмена и других вигилантов альтер-эго неотделимо от личности. Каратель же ближе к Беатрикс «Невесте» Киддо и Эрику «Ворону» Дрейвену: Фрэнк Касл умер вместе с семьей, и все, что осталось — это неспособный на чувства и реинтеграцию в общество призрак, который, словно машина Судного дня, может лишь пытать и убивать. Это жесткий и монолитный каркас, и сделать его интересным для сериальной публики — настоящий челлендж для сценариста. Как ни прискорбно, но авторы шоу не стали принимать вызов, а вновь стали развивать Фрэнка, поставив знак равенства между Карателем и любым другим героем боевиков.
Второй сезон «Сорвиголовы» и ощетинившийся «Металликой» трейлер обещали нам экшн. Есть ли он тут? Есть, но дождаться его сможет не каждый зритель. Виной тому — бесконечные арки, которые чуть ли не сливают основную сюжетную линию, объединяясь с ней не самым удачным образом. Серьезные замесы появляются ближе к концу, а отдельные эпизоды вообще полностью проходят в диалогах. При этом создатели не стесняются незавуалированных филлеров, которые не раскрывают ровным счетом ничего. И эти грязные приемчики есть даже в финальной серии, где, казалось бы, пора вдавить заждавшегося зрителя в диван.
«Каратель» не стоит рядить в эпитеты «хороший» или «плохой»: одни моменты вам обязательно понравятся, другие — точно вызовут раздражение. Однако попытка воскресить в титульном персонаже — символе смерти — давно отдавшего концы Касла выглядит драматургически проваленной, а замена действия на диалоги, филлеры и злободневные комментарии — не совсем оправданной. Впереди приветливо машет рукой второй сезон, и пока еще теплится надежда, что там «черепушка» разойдется по полной. В конце концов, надо же выводить Карателя на тропу войны!